Мы этого достойны?

22.10.2015

Елена ЯМПОЛЬСКАЯ

23 октября — в России День работников рекламы.

Из всех искусств для нас важнейшим является реклама. Даже в тех случаях, когда сама реклама искусством вовсе не является. 

Никакой кинематограф, в том числе сериальный, не способен конкурировать с рекламой по охвату аудитории, помноженному на назойливость воспроизведения. Мы давно уже не аукаемся цитатами из новых фильмов. Сборник крылатых фраз современной России: а сбылось это, тогда мы идем к вам, как ты это ешь... 

Реклама — кафедра для общества, которое не жалует проповедников; университеты — особенно актуальные, если образование не в чести; монопольная идеология в стране, где действует 13-я статья Конституции. А также главный поставщик художественных образов, смыслов и идеалов. Когда-то «как надо жить» объясняли великая литература, большой экран, партийные пропагандисты, в конце концов. Теперь эту функцию выполняет реклама. 

Двигатель торговли или инструмент разложения? Стимул экономического развития или прямой путь к деградации? Мы сочли профессиональный праздник работников рекламы подходящим поводом, чтобы начать разбираться в этих вопросах. 

Реклама — едва ли не самый яркий пример того, как опасно делить единое человеческое бытие на автономные сектора. Мол, вот экономика, а вот культура, и пересекаются они только в момент формирования бюджета. Мы уязвимы для любой заразы (пардон, инфекции) до тех пор, пока думаем, будто культура — это театры, филармонии, библиотеки и до слез радующая душу очередь в Третьяковку на Крымском Валу — к Валентину Серову. 

В действительности для большинства наших сограждан культура — то, что транслируется средствами массовой информации. Прежде всего — основными телеканалами. Девяноста процентам соотечественников «Девочку с персиками» заменяет девушка с прокладками. Плохо сие или для современного мира вполне приемлемо — некогда рассуждать. Надо работать, отдавая себе отчет, сколь значима реклама — вся реклама, а не та лишь, что выдвигается на золотых и серебряных «Каннских львов»; сколь мощными агентами влияния являются мужичок с геморроем, мужичок с простатитом, мужичок с импотенцией, барышня с молочницей...

Именно реклама — прежде всего реклама — последние двадцать пять лет ежедневно, ежечасно, круглосуточно внушала русскому человеку: ты этого достоин, уступи соблазну.

У вас есть сомнения в том, что реклама работает? Оглянитесь вокруг — еще как эффективно!

30-летний отец семейства, убивший малолетних детей из опасений, что не сможет расплатиться с долгами, вырос на рекламе. Чиновники, крышующие бизнес, бизнесмены, идущие расстреливать чиновников за недобросовестное крышевание, — полностью соответствуют рекламе. Снесенные остановки, трупы на пешеходных дорожках, несущиеся по городам угнанные «феррари» и «мерины» с пьяными водилами — точное воплощение рекламной мантры. Я уступил соблазну!

Халтура, непрофессионализм, разгильдяйство, коррупция, банальная лень прикрыты рекламой, будто щитом. Беру от жизни больше! Я этого достоин!

Почему достоин? Что ты успел сделать? Чему научился? Кому помог? Неважно! По телевизору сказали!

«Жизнь без боли — наша цель» — целыми днями повторяют с экранов на всю страну. Не только предлагая человеку абсолютно звериное целеполагание, но и внушая ему, будто жить без боли в принципе возможно. Не говорю про нарушение всех норм и религиозной, и светской морали, но как вы страну намерены поднимать с этим культом безболезненности, а заодно и «хитрошопости»?

Торговля — отличная вещь. С одной оговоркой: в мире торговли все имеет цену. Вещи, лишенные цены, торговле, а значит, и рекламе не интересны. Но они интересны, более того, жизненно важны для государства. Человек мыслящий, чувствующий и творящий, поверьте, не менее полезен, чем человек покупающий. В том числе и для экономики.

Распечатать

Поделиться

Назад в раздел
Оставить свой комментарий

Комментарии (2)

  • alt

    Александр Прокофьев 17.11.2015 11:32:24

    Конечно, реклама показатель культуры общества. Или бескультурья. Или странной мешанины из того и другого, что имеется фактически в России, Удорожание стоимости товаров из-за расходов на рекламу, наличие многочисленной братии сладко живущих на доходы от ее публикации - самые главные пороки этого явления. Регулярное прерывание фильма, репортажа и т.п. рекламной вставкой нервирует зрителей, увеличивая и без того немалую суммарную нервозность общества. Это достаточный повод убрать полностью рекламу из телерадиоэфира, единственным местом существования которой должны стать места продажи товаров. Плюс запрет на включение расходов на рекламу в себестомость товаров - пусть нахваливающие шампуни, кетчупы и проч. оплачивают их рекламу за счет прибыли предприятия, что может существенно поубавить рекламный зуд.
     Единственная реальная проблема, которая может возникнуть после запрета на рекламу - исчезновение многочисленной "армии" телеканалов и газет или существующих на доходы от рекламы, или имеющими дополнительний доход от нее. Сразу появятся вопли об ущемлении прав человека, свободы творчества и предпринимательства. Тогда придется решать: или свобода, или необходимость. Если же попробовать сочетать свободу и необходимость, то целесообразно иметь один федеральный и один местный рекламный телерадиоканал, запретив рекламу на остальных. При этом сама реклама должна содержать прежде всего информацию о конкретных отличиях предлагаемого товара от других, (включая цену), сопровождаться спокойным текстом или ненавязчивой музыкой.
  • alt

    Катерина К 21.11.2015 18:51:29

    Маркетинг проник во все сферы человеческой деятельности - это факт. Но искусство должно быть свободно от маркетинга, потому что оно не принадлежит никакой системе, а принадлежит только творцу и богу, ну и народу, наверное. Если народу, конечно, еще интересно искусство, как нечто прекрасное.
Вы действительно хотите удалить комментарий? Ваш комментарий удален Ошибка, попробуйте позже
Закрыть
Закрыть