Владимир Сальников: «Я боролся не с соперниками, а с секундомером»

Дмитрий ЕФАНОВ Андрей КОСАРЕВ

15.07.2015

Среди героев Олимпиады-80 выделяется фигура Владимира Сальникова, завоевавшего три «золота» в олимпийском бассейне. Сейчас легендарный атлет возглавляет Всероссийскую федерацию плавания и занят подготовкой к домашнему чемпионату мира в Казани.

культура: 23 октября 1974 года Москва получила право на проведение Олимпиады-80. Вам было 14 лет. Какие эмоции испытали?
Сальников: Чувство удовлетворения вперемешку с настороженностью. Все волновались, сумеет ли страна справиться с организацией? По мере приближения Игр появлялись очертания предстоящего праздника — строились объекты, город преображался. Изменения замечал краем глаза, полностью погрузился в тренировочный процесс. К тому же соревнования шли одно за другим. 

культура: Как советские спортсмены восприняли бойкот Олимпиады со стороны ряда западных стран?
Сальников: С ведущими пловцами регулярно соперничали на чемпионатах мира и Европы. Завтракали за одним столом. Мне их было жаль. Люди до изнеможения готовились к главному событию четырехлетия, а им запретили выступать. Для многих это стало трагедией. Им просто сломали карьеру. 

культура: Не посещала мысль, что в отсутствие некоторых конкурентов победы будут доставаться чуть легче?
Сальников: Я находился в отличной форме и боролся в основном с секундомером. В мои планы входила не только золотая медаль, но и установление мирового рекорда на дистанции 1500 метров. Более того, хотел проплыть «полторашку» быстрее пятнадцати минут. В присутствии «отказников» мотивация была бы еще выше. 

культура: Когда впервые потренировались в бассейне «Олимпийский»?
Сальников: Готовились на высокогорной базе в Цахкадзоре и в Подмосковье на «Озере Круглое». И лишь за три дня до начала Игр нам показали «Олимпийский». Помню, приехали, а там что-то доделывают, красят. Тогда подумал: вдруг не успеют? Но в стартовый день все сияло. 

культура: Масштабы бассейна впечатлили?
Сальников: Однажды мы поднялись на верхний ярус и были поражены размерами. Трибуны уходили под облака! Здесь имелась 50-метровая разминочная ванна, а сектор для прыжков в воду отделялся стенкой. Это очень важно. Соревнования можно было проводить одновременно, не мешая друг другу. В Европе подобных сооружений не видел. Чувствовался олимпийский размах. 

культура: Где жила сборная СССР по плаванию?
Сальников: Как и все — в Олимпийской деревне. Никаких привилегий хозяевам не полагалось. Те дни запомнились особой атмосферой, общением с новыми друзьями. Обычно встречались в столовой или на дискотеке. Аппаратура и музыка были самыми современными. 

культура: На питание не жаловались?
Сальников: Нет, конечно. Мы даже шутили: скатерть-самобранка. Вот только иностранцы этого выражения не понимали (смеется). 

культура: Что почувствовали, когда установили феноменальный мировой рекорд на дистанции 1500 метров — 14 минут 58,27 секунды?
Сальников: Смертельную усталость. Я видел секундомер, понимал, что для мирового рекорда нужно начинать резкий финишный спурт не за сто, а за двести метров. Заключительную стометровку плыл под нарастающий гул трибун. Зрители изо всех сил помогали установить мировой рекорд.

культура: Вы присутствовали на церемониях открытия и закрытия Игр?
Сальников: На открытии шел вместе со всеми спортсменами. А закрытие смотрел по телевизору. Не было сил: ни моральных, ни физических. Даже присутствие на Олимпиаде — колоссальное напряжение.

культура: Много получили поздравлений?
Сальников: Очень. Друзья, близкие, незнакомые люди — писали письма, просили автографы. Вариантов адреса было три: «Ленинград. Сальникову», «Москва. Сальникову», «Плавание. Сальникову». Что самое интересное, они до меня доходили. Сотни писем сохранил. Кому-то ответил, кому-то нет. 

культура: Как встретили в родном Ленинграде?
Сальников: Торжественного приема в аэропорту не было, поскольку после Олимпиады задержался в Москве. Зато потом в течение трех месяцев продолжались поездки и встречи с трудовыми коллективами. Мы, конечно, понимали, что они необходимы, люди хотят поговорить с героями, но в такой график сложно вписать тренировки.

культура: Как отметила Родина успехи одного из главных героев Олимпийских игр?
Сальников: Наградили орденом Трудового Красного Знамени.

культура: Денежные премии чемпионам полагались?
Сальников: За других не скажу, а я на свою премию купил автомобиль. «Жигули» шестой модели. Был счастлив.