О пользе сытости

14.05.2015

Елена ЯМПОЛЬСКАЯ

— Обещаю накормить страну — вкусно, качественно и доступно, — заявил новый министр сельского хозяйства, в недавнем прошлом — губернатор Краснодарского края Александр Ткачев.

Бог весть, сдержит ли слово, но сам факт столь конкретного, я бы сказала — слюноотделительного посула вдохновляет. Предлагаю перенести это деловое и ясное целеполагание в область культуры. Наша задача — накормить народ. Досыта. От пуза. Чтобы не хватало только птичьего молока — того, которое без кавычек.

Лопайте, товарищи. Трескайте, дамы и господа. Насыщайтесь. Все экологически чистое, без вредных примесей, с грядки, с дерева, с пылу, с жару.

Настаиваю: российской культуре нужна своя Продовольственная программа. Мечтаю о временах, когда наши арт-«прилавки» начнут ломиться от аппетитной снеди — чтобы глаз разбегался. Сплю и вижу молочные реки тонкого психологического реализма в кисельных берегах оригинальных художественных решений. Хочу, чтобы бутафорская роскошь «Кубанских казаков» обрела сочную мякоть и хрустящую свежесть прежде всего в нашей культуре.

Среди патриотов-аскетов стало модно адресовать согражданам упрек: вы, мол, слишком много кушаете. В смысле — зажрались. Тенденция к затягиванию поясов коснулась уже и культурной сферы: одно запретить, другое заморозить, третье объявить ядовитым, фарш попытаться провернуть назад.

Но — чем рвать последний кусок изо рта у дистрофика, может, лучше накрыть раблезиански обильный стол? Поменьше ограничений, побогаче меню. Дело, конечно, хлопотное, зато и окупится общенациональная трапеза сторицей. Обернется здоровьем и моральным, и физическим.

В диету как средство от бескормицы — не верю. Духовное голодание — не считаю лечебным категорически. Убеждена: мы имеем дело с давно и безнадежно постящимися людьми. Не забывайте: те, кто любит покричать о сталинском голодоморе, за последние двадцать пять лет устроили стране свой изощренный голодомор — культурный. Раздельное (с народом, с традициями, с совестью) питание для «креаклов» и ларечный ассортимент — чипсы под газировку — для «быдла».

Кажущееся изобилие обманчиво: это пустая еда, от которой личность не растет, а только зашлаковывается. Одноразовые книги, фильмы, спектакли вызывают изжогу и мутноту. «Вроде 60 каналов в телевизоре, а посмотреть нечего», — день за днем привычно изумляются наши оголодавшие соотечественники.

Громкие премьеры напоминают картошку фри: пока горячая, есть можно, назавтра от сальных останков — рвотный спазм. Вот уже четверть века необходимые витамины, микроэлементы, аминокислоты, белок для поддержания мышцы патриотизма и сложные углеводы нестыдных развлечений мы получаем в основном из советских припасов. Которые язык не повернется назвать консервами.

Пользуясь гастрономической безграмотностью новых поколений, продюсеры меняют шеф-поваров на кухарок, рецепты Молоховец — на общепитовский эрзац, приучают творцов крошить в оливье любительскую колбасу. Эта порочная практика захватила даже те заведения, где три мишленовские звезды держались веками. Я тут отведала премьеру «Восемь любящих женщин» в Малом театре. С тоской глядя на сцену, вспоминала уже не актуальное — из Власа Дорошевича: «Что бы там ни было, но лучше, чем в Малом театре, все-таки в России не играют нигде». И поражалась, как возможно на столь прославленной кухне приготовить такое антрепризное варево, такой откровенный «доширак». Публика искренне аплодирует — ибо слаще морковки давно ничего не едала. Тем более, что на фоне «Гоголь-центра» убогие «Восемь женщин» — нектар и амброзия. Правда, выходя из зала, обсуждают любые темы, кроме спектакля — нечему усваиваться, прошел насквозь…

Культурное недоедание привело страну к рахиту, чахотке, изменению гормонального фона.

Главный выход лично я вижу в резком увеличении разнообразия и качества отечественного культурного продукта. Как решается задача, поставленная министром Ткачевым? За счет поддержки родного производителя, предоставления ему преференций и льгот, поощрения фермерства. В культуре — то же самое.

Хватит дотировать тех, кто кормит народ помоями. Причем однотипными: скажем, вся «новая драма» и модная режиссура — это типичный сетевой фастфуд, не различающийся в Москве, Питере, Пскове, Новосибирске. Надо дать возможность пробиться новым новым — искать их по стране, задействуя в том числе местные отделения творческих союзов, проводить общероссийские конкурсы — не ради пиара членов жюри, а ради выявления нескоропортящихся талантов. Крепко связать молодых с мэтрами, которые, слава Богу, еще живы. Возродить значение школы, ученичества, долгого кропотливого труда. Вернуть молодым дарованиям чувство перспективы — прямой и обратной, жизни не только в сиюминутности, но в прошлом и в будущем. Тащить вперед и вверх непохожесть, неповторимость — вместо лакейского умения сделать «Точь-в-точь» или «Один в один». Скворец — милая птичка, но России сегодня необходимы соловьи.

Долой профанское сыроедение («художник так видит») и ханжеское вегетарианство («пусть не талантливо, зато нравственно»). Прочь диеты по идеологической группе крови. Отогнав от плиты профессиональных либералов, не подпускайте к ней профессиональных патриотов. Не позволяйте язвенникам составлять книгу «О вкусной и здоровой культуре»: лозунги малокалорийны. Жить надо не лозунгами, жить надо душой.

А душа, если ее разохотить, требует продолжения банкета. Растите гурманов, приучайте человека с малолетства к богатейшей национальной кухне, потом — к лучшим кухням мира. Кладите, не бойтесь, и соль, и перец. Даже пикантность уместна, если превращает блюдо в деликатес, а не в причину моральной язвы.

Воспитывайте вкус, он — лучшая защита организма от отравы. У человека с развитым вкусом выставки Гельмана, книжки Акунина, дизайн Лебедева полетят в мусоропровод, как просроченный йогурт. А вот два десятка песен Макаревича останутся — невзирая на раннюю деменцию автора.

В отличие от безудержного чревоугодничества, душеугодничество — то есть насыщение души — и полезно, и безгрешно. Вкусно должно быть жить на этом свете, господа. Представляю будущую — нажористую — культурную жизнь. Афиши трещат от спелости — мы уписываем за обе щеки, что не съедим, то понадкусываем. Естественно, начнутся капризы: это для нас недостаточно изящно, это не вполне самобытно. Мы забудем времена, когда лакомились мороженным «Левиафаном»: сытый голодного не разумеет. Нам снова позавидует Европа: какой балет, какие фильмы, какие голоса! Сам бы ел, да денег мало…

Уповаю, что вот-вот к 9 Мая, 12 июня, 18 марта появятся новые хиты — и не исчезнут ни через месяц, ни через год. Стыдно: одна какая-нибудь «Песня-75» покрывает все постсоветское песенное творчество, как бык овцу.

Здоровое духовное питание облегчает воспитание. Улучшает взаимопонимание — между гражданами разных возрастных и социальных слоев. Концентрирует внимание, усиливает желание, обеспечивает процветание.

А вот вопрос на перспективу — не превратятся ли лукулловы пиры в Демьянову уху, меня сейчас абсолютно не волнует. Будем снимать проблемы с шампура по мере их готовности. До культурного пресыщения России пока очень далеко.

Распечатать

Поделиться

Назад в раздел
Оставить свой комментарий

Комментарии (6)

  • alt

    NIKOLAI 15.05.2015 14:57:31

    Столько перечислено имен "несъедобных" по мнению автора и непонятно что же собственно "вкусно"!?
    Конструктивные предложения есть? О том что всё это плохо слышали не раз. Надо, должно, против... - это ясно. Но пожалуйста, чтоб понять, чтоб разобраться, чтоб сравнить, назовите конкретные имена в противовес этим "помоям"!
  • alt

    ПАВЕЛ РЫКОВ 17.05.2015 14:52:46

    Когда на встрече с Худруком Оренбургской Драмы Рифкатом Исрафиловым мы начали размышлять о необходимости постановки спектакля о Великой Победе и я согласился приступить к работе над пьесой, витали в воздухе некие опасения;
    А пойдёт ли зритель? Станет ли молодёжь смотреть "Преданья старины глубокой". В основу пьесу положены судьбы земляков: поэта Мусы Джалиля, православного святого, героя немца-антифашиста Александра Шмореля Мюнхенского. Дважды Героя, генерала Александра Родимцева и других людей, чья жизнь была связана с войной на фронте и в тылу. Опасения оказались напрасными. Спектакль за спектаклем собирают полные залы зрителей, которые вместе с персонажами- молодыми посетителями "Ночи Музеев" узнают о земляках, без которых победа не была бы возможной. "Позови меня в прошлое" - это не только название пьесы, но и настоятельная потребность всех, от мала до велика. кому надоела полуправда. а то и откровенная ложь, а что самое страшное - замалчивание подвига народного. Но не только о прошлом, но и о настоящем, о нас самих, сегодняшних. О нас, которых пытаются загнать в барак для Иванов, не помнящих родства и нуждающихся в скабрёзностях и откровенной порнографии на театральных подмостках. Всякий раз участников спектакля потрясает ТИШИНА в зрительном зале. Даже самые непоседливые зрители - школьники "оживают" только когда спектакль завершается и начинают звучать аплодисменты.
  • alt

    Miranda 18.05.2015 03:50:28

    Длинновато несколько, но по сути верно и точно. Жалко только, что адресовано глухим.
  • alt

    Reader 18.05.2015 15:48:08

    В общем, поддерживаю сказанное. Только если уж сравнивать культуру и кулинарию (а почему бы и нет - первые три буквы одинаковы), то стоит помнить, что кроме лукулловых яств типа ананасов в шампанском, человек иногда хочет квашеной капусты или даже идеологически сомнительных чипсов (это я, в частности, насчет идеологически сомнительного Акунина).
    Опять же - если плохо пахнет, это еще не повод выбрасывать на помойку. Есть сыр Рокфор или Лимбургский ( как там - "Меж сыром лимбургским живым и ананасом золотым").
    Мне вообще кажется, что пошлость и китч - тоже элементы культуры; всё дело в дозировке. Стерилизация культурной атмосферы, по-моему, была бы ужасной ошибкой. Но, кажется, автор к этому не призывает.
  • alt

    Сергей Недогибченко 29.05.2015 14:52:40

    Здравствуйте, Лена ! Спасибо Вам за хорошую правильную статью. К 16-му апреля, когда Путин общался со страной "по прямой линии" , я тоже приготовил вопрос (даже открытое письмо)... Может быть, Вам пригодится... Путину Москва. РФ Мой вопрос Президенту В.В.Путину к 16.04.2015 , а также -- мое открытое письмо Главному психиатру РФ З.И.Кекелидзе , Предстоятелю РПЦ Патриарху Кириллу , Министру здравоохранения РФ В.И.Скворцовой , Министру культуры РФ В.Р.Мединскому , Председателю Госдумы РФ С.Е.Нарышкину , Председателю Комитета Госдумы РФ по образованию В.А.Никонову ; Генеральному директору ВГТРК О.Б.Добродееву , Генеральному директору ОАО "Первый канал" К.Л.Эрнсту , Генеральному директору телеканала РЕН ТВ И.В.Варламовой... и другим директорам других наших телеканалов.



    Мой вопрос о "психическом" качестве информации, от которого напрямую зависят непосредственно усвояемость информации, а также психическое и идейное состояния телезрителей (радиослушателей)... КАЧЕСТВО УСВОЕНИЯ (или, наоборот, неусвоения, и, как следствие, разрушение психики) СМЫСЛА РАССКАЗЫВАЕМОГО из телевизора или радиоприемника в огромной степени ЗАВИСИТ ОТ ЗВУКОВОГО (музыкального) СОПРОВОЖДЕНИЯ рассказываемого. Например, умные рекламщики свои слоганы сопровождают МЕЛОДИЧНОЙ ПЕСЕНКОЙ или ДУШЕВНОЙ МЕЛОДИЕЙ... Ведь усвоение даже самой "сухой" информации напрямую зависит от ее качественной "окраски" в образном, эмоциональном полушарии головного мозга...



    Очень возможно, что руководители телеканалов не имеют денег (или жадничают ! ) , чтобы привлечь профессиональных композиторов для создания качественных фоновых музыкальных сопровождений тех или иных "рассказов"... Самый дешевый вариант -- вместо профессионального композитора телеканал имеет штатного звукорежиссера, который ПОДБИРАЕТ-ВЫБИРАЕТ из уже имеющейся богатой фонотеки такую музыку, которая соответствует смыслу рассказываемого... Но ! Оказывается, современные звукорежиссеры в большинстве своем просто-напросто НЕ РАЗБИРАЮТСЯ В МУЗЫКЕ (реформа образования повлияла ? ) , и поэтому НЕ УМЕЮТ ( ! ) ПОДБИРАТЬ СООТВЕТСТВУЮЩИЕ МУЗЫКАЛЬНЫЕ СОПРОВОЖДЕНИЯ ! ! ! Даже на канале "Культура" ( ! ) в научно-популярных фильмах на рассказ специалиста современные звукорежиссеры накладывают НЕУМЕСТНЫЕ ЧРЕЗМЕРНЫЕ УДАРНЫЕ ЗВУКИ , РАЗРУШАЮЩИЕ ПСИХИКУ ! На РЕН ТВ уже полгода -- то же самое ! Анонсы новостей на "России-24" тоже стали идти под дебильное "бух-бух" и тому подобное... Даже в прекрасном проекте "Голос -- дети" с этого года между выступлениями в "паузах" звучит дебильное "бух-бух"... Константину Львовичу медведь, наверное, не только на уши наступил, но, возможно, весь мозг оттоптал !..



    Таким образом, получается, дебилы (это не оскорбление, а медицинский термин) звукорежиссеры с молчаливого (или не молчаливого ?! ) одобрения руководителей телеканалов (может быть, эти руководители тоже стали дебилами ?? ) ХОТЯТ СДЕЛАТЬ ДЕБИЛАМИ ВСЕХ телезрителей и радиослушателей ??!!... Я призываю Главного психиатра РФ Зураба Ильича Кекелидзе ВЫСТУПИТЬ с объяснением огромного вреда для человеческой психики неуместных чрезмерных ударных звуков... Сейчас многие научно-популярные передачи и новости стало невозможно слушать ! ! !... Я спрашиваю у В.В.Путина , у Патриарха Кирилла , у Председателя Госдумы С.Е.Нарышкина и у других "часто выступающих" , хотят ли они, чтобы их выступления СОВРЕМЕННЫЕ ДЕБИЛЫ ЗВУКОРЕЖИССЕРЫ "ОКРАШИВАЛИ" неуместными чрезмерными ударными звуками (с одобрения руководителей телеканалов )... ХОТИТЕ ??? !... Господа-товарищи руководители телеканалов ! Если вы считаете, что для выступления самый лучший звуковой фон -- это "бух-бух" , "тух-тух" , "дыц-дыц" , "шлеп-шлеп" , "цык-цык" и тому подобное, то, может быть, вы предложите Владимиру Владимировичу 16-го апреля выступать именно на "таком фоне" ??!!
  • alt

    Laра 08.06.2015 16:52:16

    Уважаемая , Елена Ямпольская! А где ВЫ сегодня возьмёте молодую режиссёрскую поросль, если всех молодых уже испортили в театральных учебных заведениях.Ведь, те, кто сегодня ставит, они вчерашние выпускники НАШИХ творческих Вузов, они же , ведь, не из космоса прилетели.. Это первое, что хотелось отметить в Вашем призыве, И второе. Складывается такое впечатление, что в Департаментах по культуре не знают, уж, совсем КОМУ дают театры)) Начальники сначала рассадят везде "своих" людей, а потом же печатные издания, которые им принадлежат будут , что есть мочи хвалить произведённый ими некачественный товар, и обвинят всех зрителей в некомпетенции восприятия этого "непотребства".Потом, ещё и обзовут как-нибудь..Вот, как например, в журнале "Театр" пишет странная дама (Лилия Шитенбург-критик ) под видом разбирающейся в театре .. и называет всех "ряпушками и корюшками". ВЫ, кем , хотите слыть, уважаемая , Елена? "Ряпушкой" или "Корюшкой"???


    "Никакие обмороки гоголеведов, никакие истерические вопли местных «ряпушек и корюшек», взволнованных чуждыми нашим традициям «холодом» и «рациональностью» нового александринского стиля, поколебать артодианскую «неукротимую решимость» театра, осмелившегося стать театром, неспособны. Без холода тут не обойтись никак. Вшей вымораживать надо". Журнал "Театр" (гл.редактор Марина Давыдова-ужасная ненавистница К.С.Станиславского..))))


    Вот Вам и ответили! Грозно и решительно! А в журнале "Театрал" всем рекомендуют посмотреть перед походом в театр в интернет (даже тем, кто им не пользуется) и у кого его просто - нет.. Они пишут, ВЫ почитайте хорошенько про того, на кого собрались.сходить . И прямо пишут, что за "вечными" ценностями к Богомолову и Серебрянникову не ходите совсем!!!)) Потому что их там нет! А если в театре нет духовных ценностей, (читай эстетических), то тогда, что там есть? )) Там животных показывают, как в цирке? Да?)

    "Скажем, социально ориентированного интеллектуала можно отправить на спектакли Константина Богомолова в МХТ и Табакерку. А того, кто любит еще погорячее, – к Кириллу Серебренникову на «Платформу» Винзавода. За вечными ценностями в любой возрастной интерпретации надо отправляться в РАМТ».

    Теперь, вопрос.. Если гос. театры за гос. счёт навязывают нам "какие-то непонятные никому ценности" , зачем же государство так рьяно их спонсирует? А? А теперь же первый заместитель Министра культуры РФ Владимир Аристархов жалуется, что "Золотая маска" что-там не совсем то показывает..Столько лет "Золотой маске" и вот сейчас только поняли, что что-то не так? )) Когда народ уже не выдержал и спектакли стал бойкотировать? То есть , нужны были крайности и беспорядки? А до этого пусть "народ ест", что им десяток типа "культурных" типа "умников" приготовят?
    Пусть каждый самовыражается как хочет, но за свой счёт..И рынок сам расставит всё по местам! Сейчас цензуры нет, но она есть и ничем не отличается от цензуры большевиков..Те, не хотели на сцене ничего напоминающего нашу классику и сегодняшние , судя по тому, что происходит, тоже не хотят..В противном случае , не спонсировали бы "сомнительные" проекты", расчитанные на эпатаж, а не на эстетические ценности!! К произведениям искусства это никак не относится..найдите, хоть одно печатное издание, где бы внятно и понятно был разобран "спектакль" и происходящее там? Конечно, есть критики, которые написать могут, но кто же их напечатает?)))))


Вы действительно хотите удалить комментарий? Ваш комментарий удален Ошибка, попробуйте позже
Закрыть
Закрыть