Танцуют все!

20.04.2012

Екатерина БЕЛЯЕВА, Санкт-Петербург

В Петербурге завершился Dance Оpen — авторитетный балетный фестиваль и премия. В городе на Неве он проходил в 11-й раз. От своих конкурентов — международного балетного феста «Мариинский» и московского Benois de la Danse — форум выгодно отличает всеядность в хорошем смысле слова. В его арсенале представлены все жанры и направления танца.

В этом году на Dance Оpen приехали «Плохие парни» (Bad Boys of Dance). На самом деле эти американские ребята не очень плохие: руководитель компании танцовщик Раста Томас создал труппу вместе с женой-хореографом Адриенной Кантерна-Томас и еще пятью мальчиками, выпускниками разных классических балетных школ США.

Томасу чего-то не хватало в «Лебединых озерах» и «Дон Кихотах», где он был вынужден танцевать как всякий подневольный балетный. Тогда Михаил Барышников, известный своими знатными путевками в жизнь молодым дарованиям, посоветовал восставшему против традиции создать свою компанию и делать то, что он хочет. Томас и его жена последовали совету мэтра и в 2007-м организовали Bad Boys of Dance. В Питер они привезли шоу Rock the Ballet, что можно перевести примерно как «исполняй рок в форме балета». Они берут известные хиты Queen, Майкла Джексона, Леди Гаги и устраивают под них бешеные плясы с использованием разных техник — брейк данса, джаз танца и классического балета. Пируэты и арабески сталкиваются с приемами боевого искусства.

Раста Томас бывал в России и до 2007-го и всегда потрясал зрителей своими необычными штучками. Особенно ярко он блеснул на первом фестивале «Мариинский» в 2001 году, когда исполнил «Полет шмеля». А в 2012-м над сценой парили уже шесть добрых молодцев плюс девушка-виртуозка.

На следующий день состоялся гала-концерт в честь 100-летнего юбилея легенды петербургского балета Наталии Дудинской. В программе — номера из балетов, которые она исполняла, на сцене — артисты, знавшие «богиню танца» и великого педагога лично. Это Ульяна Лопаткина, Борис Эйфман, Владимир Малахов. Ульяна выучила новый для себя номер «Мелодия» в хореографии Асафа Мессерера — визитную карточку балетных гала времен Дудинской. Малахов показал мужскую версию «Умирающего лебедя». Эйфмана представляли артисты его театра с балетом «Роден» — последней премьерой, которую в мае покажут в Большом театре на фестивале «Черешневый лес». Еще из любопытного был номер «Венский вальс» на музыку Штрауса в хореографии одного из любимцев Дудинской — Леонида Якобсона. Старомодный и чуть смешной танец отменно исполнили мариинские солисты Екатерина Осмолкина и Максим Зюзин.

Венчал фестиваль традиционный гала-концерт в БКЗ «Октябрьский». На него съехались артисты со всего мира, чтобы показать последние достижения театров, которые они представляют, и поучаствовать в конкурсе на премию Dance Open.

Усладой для глаз оказались стильные французы — Матье Ганьо и Изабель Сьяравола. Они танцевали два дуэта — из «Манон» и «Детей райка», грандиозной постановки Парижской оперы по фильму Марселя Карне.

Главной гордостью за соотечественников стали звезды Большого театра Артем Овчаренко, Екатерина Крысанова и Анна Тихомирова. Крысанова и Овчаренко танцевали па-де-де из «Эсмеральды», Тихомирова — вариацию в гран-па из «Дон Кихота».

Наконец, в Российском этнографическом музее назвали имена новых лауреатов премии Dance Open. «Мистером виртуозностью» стал Йона Акоста, племянник известного кубинского танцовщика Карлоса Акосты. Он показывал на фестивале фирменные кубинские трюки в па-де-де Дианы и Актеона Вагановой из балета «Эсмеральда». В звании «мисс виртуозность» вернулась в Москву Евгения Образцова. Обаятельного молдаванина из Государственного балета Берлина Дину Тамазлакару назвали «мистером выразительностью», а штутгартскую приму Марию Эйхвальд — «мисс выразительность». Чешским близнецам Иржи и Отто Бубеничекам, которым в какой-то момент стало тесно в труппе Джона Ноймайера в Гамбурге, и первый перебрался в Дрезден, вручили премию как «лучшей паре». Они дерзко хулиганили в «Октябрьском» в номере «Близнецы», поставленном для них Клодом Брюмашоном. Основная премия фестиваля ушла Яне Саленко — балерине украинского происхождения из Берлина. Приз зрительских симпатий получил тот самый Ульбрихт, который летал под колосниками в «Тарантелле».

За вклад в балетное искусство наградили Владимира Малахова (интервью с артистом читайте в следующих номерах «Культуры»).

Распечатать

Поделиться

Назад в раздел
Оставить свой комментарий
Вы действительно хотите удалить комментарий? Ваш комментарий удален Ошибка, попробуйте позже
Закрыть
Закрыть