Танцуем невроз

01.06.2012

Ольга ГОНЧАРОВА

Международный центр танца ЦЕХ попал в яблочко: Москве предъявлен бельгийско-нидерландский современный танец, давно признанный в мире революционным.

Одиночные гастроли были и раньше, но панорамного вида до сих пор не просматривалось. ЦЕХ же собрал афишу из лидеров контемпорари данс Бенилюкса — самого авторитетного на сегодняшний день. Так и хочется поиграть слогом «люкс», но никакой роскоши нет в помине, взамен — тотальный минимализм, пришедшийся впору стильному аскетизму голой коробки актового зала. Оформление — по крайней необходимости, демократичные костюмы, как в повседневной жизни, иногда сразу не разберешь: то ли последние зрители входят в зал, то ли артисты уже начали спектакль.

Между тем — событие на событии. Самое масштабное — показ работ выпускников знаменитой брюссельской школы танца PARTS, которая впервые включила Москву в график своего ежегодного выпускного тура. Школа поистине легендарная, попасть в нее считается большой удачей. Счастливчики со всего света четыре года обучаются, прежде всего, исполнительским техникам, а к окончанию готовят своеобразные дипломные работы, преимущественно собственного сочинения, с ними же и отправляются в турне. Но главная легенда PARTS — это Анна-Тереза Кеерсмаекер, волею которой школа родилась и продолжает развиваться. Эта женщина — одна из самых авторитетных и признанных личностей современного танца в мире — ставит свои новаторские спектакли давно и успешно, у нас о ее работах много слышали, но никогда не видели. И вот свершилось: студенты Кеерсмаекер исполнили помимо восьми собственных спектаклей ее Zeitung.

Из увиденного прояснились две вещи: во-первых, Анна-Тереза — действительно мастер, крепкий профессионал с щедрой лексикой и своим сложившимся стилем. Во-вторых, ученикам до учителя далеко. Судя по узнаваемым и многократно повторяемым приемам, заимствованным у Кеерсмаекер учениками для собственных опусов, складывается впечатление, что она сама выдает им карт-бланш на разграбление. Каждый берет понемногу, сколько может унести, и выстраивает свою историю, но получаются бледные копии с оригинала. Впрочем, все эти работы следует расценивать как штудии, лабораторные опыты с движением, со словом и пением, с тишиной, с неуютно долгими паузами, с внезапными уходами со сцены, с бесконечными повторами одного и того же: движений, слов, звуков. Повторы до бесконечности, вписанные в квадрат музыкальной фразы, рождают на сцене настоящий «танцевальный кубизм».

Но все окрашено молодостью, они еще способны на иронию, несмотря на обожаемые современной европейской танцевальной культурой темы беспросветности, бунта против агрессии внешнего мира и кризиса мира внутреннего.

В рамках проекта «Фабрики воображения», объединяющего российских и зарубежных танцовщиков и хореографов, ЦЕХ представил премьеру известного бельгийско-нидерландского хореографа Анн Ван ден Брук. В ее «Камере» «заточены» российские танцовщики. Это разные люди, сдавленные одним пространством, а может быть, демоны, поселившиеся в одной голове. С первых мгновений — дискомфорт, болезненные эмоции, метания и обнаженные нервы. В телах — все стадии отчаяния, от ломки до ступора, от стагнации до исступления: целая коллекция пластических неврозов. В отношениях — одна мысль-эмоция, выраженная одними и теми же навязчиво повторяющимися движениями.

Спектакль Анн — не для слабонервных и тем более не для эстетов. Он — бунт против всей мировой мерзости. Для современного европейского искусства — обычная тема, альтернативный способ добраться до катарсиса. В России, где традиционно привыкли ходить в театр за прекрасным, такие вещи принимаются тяжело. Нам, ориентированным на очищение души через красоту и возвышенные чувства, трудно поверить, что кто-то пытается прийти к тому же через ужас и отвращение. Анн Ван ден Брук работает как раз в этом направлении, и, судя по востребованности, успешно.

Распечатать

Поделиться

Назад в раздел
Оставить свой комментарий
Вы действительно хотите удалить комментарий? Ваш комментарий удален Ошибка, попробуйте позже
Закрыть
Закрыть