Сочинское золото

29.06.2012

Елена ФЕДОРЕНКО, Сочи

IV Международный конкурс «Молодой балет мира» вошел в программу Года музыки Культурной Олимпиады «Сочи-2014».

У черноморского конкурса три рифмы. Географическая: солнцем, морем, курортным счастьем он объединен с первопроходцем — Варненским конкурсом 1969 года рождения. Родствен с еще одним старшим собратом — солидным Международным московским состязанием, оба — под патронатом Юрия Григоровича. Рифму-посвящение форум поменял с женской (первые сочинские состязания вспоминали великих балерин Галину Уланову, Наталию Бессмертнову, Марину Семенову) на мужскую: на открытии IV «Молодого балета мира» героями стали Михаил Фокин и Сергей Дягилев.

Три поставленных Фокиным балета — «Видение розы», «Карнавал», «Жар-птица» — родились в Дягилевской антрепризе «Русских сезонов». Спустя век в парадном Зимнем театре — сочинском Парфеноне — их исполнили артисты Краснодарского театра балета Юрия Григоровича. Так, словно им известно очарование мелких движений, галантных поз, кокетливых интриг, впервые явленных предшественниками в начале прошлого века. Сложенные воедино, балеты блестяще раскрывают мир фокинских влечений: от романтического мимолетного сна нежной мечтательницы («Видение розы») — через чуть жеманную стилизацию в духе Серебряного века («Карнавал») — к сочному головинско-васнецовскому омуту сказочной Руси («Жар-птица»).

Конкурс в Сочи — достаточно камерный: из семи стран приехали без малого 50 человек, что давало возможность внимательно отнестись к каждому. И даже те, кого отсеивали на очередном этапе, понимали, что получили свои витамины профессионального роста.

В группе юниоров — конкурс проходит по двум возрастным категориям (сегодняшняя балетная юность и ближайшая балетная перспектива), — бесспорно, лидировала московская школа. Золотую медаль получила Ксения Рыжкова — яркая, с привитым вкусом, игрой выразительных нюансов. Серебряным призером стала ее одноклассница — красивая и хорошо обученная Эльвина Ибраимова, замечательно исполнившая нежный хорезмский танец «Лязги» Алишера Хасанова. В группе юношей золотого лауреата для жюри не нашлось, серебряным призером стал техничный японский танцовщик Нисидзима Хаято. Все трое — воспитанники Московской государственной академии хореографии, так что премия лучшему педагогу — ректору МГАХ Марине Леоновой — заслужена сполна.

Десант из Якутии — восемь старательных учеников. Думаю, амбиции педагогов и помощь тех, кто помог приехать с земли вечной мерзлоты, принесут плоды весьма скоро. Тут своя мудрость, с какой брать пример: конкурсы расширяют творческий диапазон учеников, к тому же благодаря им, конкурсам, преодолеваются расстояния — географические и художественные, и удаленным от центра школам не надо вариться в собственном соку. Вот и в Сочи под прищуром якутских ребят, не пропустивших ни одного выступления коллег, впору завершить дискуссию на тему, нужны ли конкурсы. Ответ «да» — потому как дают возможность вписать себя в современный контекст, что дорогого стоит. Ученики марийского колледжа, обнаружившие и породу, и стать, предъявили отличную школьную подготовку.

По трогательным выступлениям младших можно заглянуть в балетное завтра — как исполнители текстов они вселяют надежду, но вгоняет в отчаяние скудость пластических (боюсь, что и всех иных) мыслей у хореографов. На показах старших включился азарт, коему мог бы позавидовать любой футбольный болельщик. Большинство победителей недавнего пермского конкурса «Арабеск» прибыли в Сочи, чтобы перетасовать комплекты наград. Золото в старшей группе получила Кристина Андреева — стабильная и победная, для нее нет проблем со сложными фуэте на пятачке сцены. В аккуратности танца ей явно уступал партнер — артистичный Олег Ивенко, ставший обладателем серебряной награды. Звонкий танец Давида Залеева (лучший в его конкурсном репертуаре, конечно, раздираемый противоречиями «Демон» — премия хореографу Ольге Алферовой) принес ему Гран-при. Все три награды уезжают в Казанский театр по месту прописки солистов. Вместе со своими подопечными заслужил спецпремию педагог Бахтыджан Смагулов.

Мужское золото разделили видный красноярский премьер Дмитрий Соболевский и японец Койя Окава, умеющий парить над сценой и танцевать так, словно от его полетных прыжков зависит жизнь. Не знала усталости его партнерша Тэрада Мидори, отшлифовавшая все трюки до совершенства. Пара совсем недавно окончила МГАХ, и ее тут же окрестили «московскими японцами». Сегодня Окава и Мидори — солисты Одесского театра, любимцы местной публики. Еще одна серебряная медаль завоевана Александром Омельченко — танцовщиком премьерской стати. Бесстрашная марийская пара Ольга Челпанова и Константин Коротков увозят в Йошкар-Олу бронзу.

Стоит запомнить имена дипломантов Айгерим Бекетаевой и Таира Гатаува, чей танец отличался изысканным стилем, почти утраченным в ритме современной жизни.

Похоже, лауреатов подхватило конкурсное течение. Часть из них отравляется на конкурс в Турцию, потом — в Варну. Вот увидите, многие участники объявятся и на Московском. Риск того, что конкурсная лихорадка кого-то из артистов может превратить в спортсменов, велик. Будем надеяться, что соревновательные марафоны не нанесут ущерба собственно танцу.

Распечатать

Поделиться

Назад в раздел
Оставить свой комментарий
Вы действительно хотите удалить комментарий? Ваш комментарий удален Ошибка, попробуйте позже
Закрыть
Закрыть