Мариинская колея

06.04.2012

Ирина ГУБСКАЯ, Санкт-Петербург

Мариинский театр провел ежегодный балетный фестиваль. Нынешняя схема ничем не отличалась от стандартной и стремилась охватить все: премьера, выступления своих и приглашенных звезд, спектакли гастрольной труппы, финальное гала и торжественные юбилейные посвящения.

Премьера, впрочем, оказалась возобновлением одноактного балета «Юноша и Смерть» Ролана Пети, известного Мариинской сцене и прославившегося некогда исполнителями и, увы, ссорой с автором. Пети не устроили переделанное оформление и назначенный на премьеру состав.

За прошедшие годы многое изменилось. Пети умер. В Мариинском балете другой руководитель. Оформление сделали, как полагается. Вернули спектакль, но зачем — не понятно. После исполнителей прежней постановки — от Фаруха Рузиматова до Андриана Фадеева, от Ульяны Лопаткиной до Юлии Махалиной — нынешние выглядели неубедительно. Герои Владимира Шклярова до сих пор не были замечены в рефлексиях, а уж его Юноша, старательно сводивший брови и раскрывавший рот, красиво тянувший ноги и старательно пристраивавшийся в петлю, выглядел безнадежно благополучным. Екатерина Кондаурова в женской партии не обнаружила ничего загадочного, зато старалась соответствовать своему «роковому» амплуа и устроила поход в «потустороннее» на котурнах.

Численность приглашенных на фестиваль иностранных звезд заметно убывает. Перечислим, кто был. В «Лебедином озере» — Мэтью Голдинг (Нидерландский национальный балет) танцевал с Алиной Сомовой корректно, но не более. В одноактном «Блудном сыне» Дж.Баланчина гастролеры выступили дуэтом — Тереза Райхлен и Дэниэл Ульбрихт (Нью-Йорк сити балет). Алина Кожокару и Йохан Кобборг, анонсированные в «Сильфиде», так и не приехали. Второй баланчинский опус — инструментальный Ballet Imperial — один из лучших в репертуаре Виктории Терешкиной, чей чеканный танец достойно не поддержал ни технически, ни артистически партнер Тимур Аскеров, которого в последнее время руководство театра прочит в премьеры.

Юбилеи легендарных артистов и педагогов отметили спектаклем-посвящением и концертной программой. В честь Ольги Николаевны Моисеевой в «Баядерке» танцевала одна из самых титулованных ее учениц — Светлана Захарова, ныне прима Большого театра. Получился, пожалуй, лучший спектакль фестиваля. Вечер, посвященный Геннадию Наумовичу Селюцкому, вышел душевным, но сумбурным. Главным героем здесь оказался Александр Сергеев, показавший себя в диапазоне от «Леды и Лебедя» Ролана Пети до «Бабочки». Из подарков юбиляру раритетным выглядел якобсоновский «Деревенский Дон Жуан» с Викторией Терешкиной и Игорем Колбом.

Гостевая труппа — Лозаннский балет Бежара — сейчас на перепутье: уже ощутимо отсутствие Бежара, но еще не настало время превратиться в музей. Главное, что дается бежаровцам сегодня, — школа исполнения. Постановка нынешнего руководителя труппы Жиля Романа не претендует на философский размах мэтра — у Романа более легкий, жизнерадостный характер.

Два спектакля в программе фестиваля — «Парк» Прельжокажа и «Анна Каренина» Ратманского — оказались и вовсе рядовыми, несмотря на участие прим, ради которых они и появились в театре. Фестивальный финал прозвучал спокойным аккордом: главная международная звезда Мариинки Диана Вишнёва составила программу из своих сольных проектов последних лет и в финальном гала вышла в «Кармен» с Хосе Мануэлем Карреньо. Фестиваль отражает сегодняшний день балета Мариинского театра. Все ровно и всего в меру, качественно, но без триумфов и открытий. По накатанной колее.

Распечатать

Поделиться

Назад в раздел
Оставить свой комментарий
Вы действительно хотите удалить комментарий? Ваш комментарий удален Ошибка, попробуйте позже
Закрыть
Закрыть