«Де ла данс» не для нас

25.05.2012

Екатерина БЕЛЯЕВА

В Большом театре назвали лауреатов самой престижной балетной премии «Бенуа де ла данс» (Benois de la danse). Россияне в список лауреатов, увы, не попали.

Традиционная церемония объявления победителей двадцатой по счету «Бенуа де ла данс», а также концерт номинантов и лауреатов премии состоялись на исторической сцене Большого театра. Во время ремонта этот грандиозный по замыслу балетный марафон ютился на Новой сцене, что, правда, не снижало его категории внутри конкурсной табели о рангах.

В этом году кресло председателя жюри Юрий Григорович разделил с Джоном Ноймайером. Международное жюри подобралось на редкость компетентное. Парижскую оперу представлял Лоран Илер, Венский балет — Манюэль Легри, от фестиваля «По обе стороны океана» в Сполето приехала Алессандра Ферри, от Бостонского балета — Йорма Эло и так далее. По традиции члены жюри представляли своих номинантов.

Главный приз «Бенуа» вручается за новую хореографию, сделанную в 2011 году. Главный он потому, что хороших танцовщиков, если их собрать на сцене Большого, по миру найдется много, а вот хореографов, где их ни собирай, всегда катастрофически мало. Достался приз американскому мэтру Лару Любовичу за создание балета «Вариации кризиса». Соревновался он с Жан-Гийомом Баром, сочинившим в Париже винтажный «Ручей», Патриком де Баной и его «Марией-Антуанеттой» — громкой премьерой Венского балета, Борисом Эйфманом с «Роденом» и дуэтом хореографов из Южной Кореи Чон Ый-Сук и Даниэлем Пёном и их спектаклем «Интервью с Исан Юнем».

Дуэт из «Вариаций кризиса» выглядел безупречно: крепко сколоченные тела мужчины и женщины (что в ситуации «кризиса», правда, значения не имело) замирают в прихотливых графических позах, очень неудобных для исполнителей. Людям тяжело, больно, страшно — но они вместе.

Зрительские симпатии были явно на стороне французов. Юные Янник Биттанкур и Шарлин Жизанданнер, которые показывали фрагменты балета Бара «Ручей», стали фаворитами вечера. Биттанкур, восходящая звезда балета Парижской оперы, танцевал не за себя, а за коллегу Матиаса Эймана, номинированного на «Бенуа», но травмированного несколько месяцев назад. Понятно, что решение жюри, присудившее в итоге Эйману приз в номинации «лучший танцовщик», принималось по просмотру записи (Юрий Григорович чуть не забыл вручить Эйману диплом участника, засмотревшись на киноэкран, где танцовщик порхал в роли игривого Заэля), тем не менее бойкий романтик Биттанкур приехал по замене и заявил о себе очень громко.

Председательство Ноймайера, увы, спровоцировало неумеренную строгость жюри в этом году. Юрий Григорович, когда правит один, более склонен поощрять хореографов: регулярно отдает по две статуэтки «Бенуа» за раз. Все-таки жаль, что без «Бенуа» остались и архивный искатель Жан-Гийом Бар, и модернист Патрик де Бана, предъявивший очень убедительный фрагмент из балета «Мария-Антуанетта». Ведь это абсолютно оригинальный текст, к тому же изысканно исполненный в концерте экс-солисткой Мариинки, а ныне примой Венского балета Ольгой Есиной.

Премия за лучшую музыку к балету досталась Мишелю Леграну, написавшему партитуру для спектакля Джона Ноймайера о временах Великой депрессии «Лилиом». Легран выиграл приз у «битла» Пола Маккартни — он в прошлом году подарил свою новую композицию балету Питера Мартинса «Океанское царство».

За жизнь в искусстве наградили персону абсолютно легендарную — голландского хореографа и театрального художника Тура ван Шайка, многолетнего друга и партнера Руди ван Данцига и Рудольфа Нуреева. Чудаковатый пожилой джентльмен принял академическую премию с иронией видавшего виды театрального волка. Он был горд собой, горд за умершего четыре месяца назад ван Данцига и за Нидерландский балет, служению которому посвятил всю свою жизнь.

«Лучшей балериной» стала Алина Кожокару за роль в балете «Лилиом». Еще одним «лучшим танцовщиком» признали премьера Гамбургского балета Карстена Юнга — также за главную мужскую партию в балете Ноймайера «Лилиом». Не удивительно, что столько призов уедет в Гамбург, ведь именно там работает человек, который в начале XXI века умеет зажечь зрителя серьезными балетными спектаклями.

Распечатать

Поделиться

Назад в раздел
Оставить свой комментарий
Вы действительно хотите удалить комментарий? Ваш комментарий удален Ошибка, попробуйте позже
Закрыть
Закрыть