Браво, Сильви!

30.03.2012

Екатерина БЕЛЯЕВА, Париж

Лучшая балерина мира Сильви Гиллем начала европейскую часть турне своей новой программы 6000 miles away. В скором времени ее обещают привезти в Россию. Правда, пока непонятно, которой из двух столиц достанется этот подарок.

Название 6000 miles away возникло спонтанно — в репетиционном зале в Лондоне, когда Гиллем учила с Уильямом Форсайтом новый балет Rearray, что в переводе с английского означает «переустанавливать порядок», по аналогии с переустановкой операционной системы на компьютере. Это было 11 марта 2011 года, в день трагических событий в Японии. Лондон от Японии отделяют как раз 6 тысяч миль. Таким образом, с помощью 6000 miles away балерина выразила японцам свою поддержку.

Однако во Франции Гиллем переадресовала 6000 miles… организации «Защитников моря», которая на 99 процентов состоит из добровольцев и занимается охраной океанических вод и всего, что в них водится.

К настоящему моменту 47-летняя Гиллем, чья физическая форма все так же уникально прекрасна, почти свела на нет свои отношения как с пачечной классикой, так и с опусами всех знаменитых хореографов-авангардистов. И то и другое ей — королеве танца — просто-напросто надоело. 25 лет назад в Парижской опере она стала главной музой Форсайта. Именно благодаря Гиллем широкий зритель начал отделять в своем сознании хореографию американца от саги английского писателя. Со шведом Матсом Эком балерина сделала незабываемый фильм «Смок» — его не раз показывал телеканал «Культура». А начиная с середины нулевых, Гиллем открывала миру новые хореографические имена — Рассела Малифанта, Акрама Хана, работала с драматическим режиссером Робером Лепажем.

Но человеку свойственно возвращаться к прошлому. И вот Гиллем заказывает балеты старым друзьям. Пусть все театры мира становятся в очередь ради спектакля Эка или Форсайта, Гиллем получила эксклюзивные премьеры у мэтров сейчас и сразу. Более того, свою лепту в организацию вечера 6000 miles away внес еще один патриарх из триумвирата лучших хореографов мира — чех Иржи Килиан.

Согласно заветам какой-то загадочной религии, Килиан уже не ставит нового, но предложил включить в программу дуэт «27’52”», который исполняют танцовщики Нидерландского театра танца. На самом деле ставить любовные дуэты Килиан не умеет, но всякое его неумение регулярно материализуется в роскошное приключение для зрителя. Например, из неумения рассказать толком сюжет возник уникальный спектакль «Кагуя-химэ» про лунную принцессу из японского фольклора. В «27’52”» хореограф выводит ссорящихся любовников, которые двадцать минут изнуряют друг друга. Но как только мужчина умирает, женщина понимает, что не может без него жить, и с горя умирает вслед за ним. Вроде бы банально, однако, когда это рассказано беззвучной красивой пластикой, получается шедевр.

Что до Форсайта, то на первый взгляд он поставил для Гиллем свою не самую талантливую вещь. Rearray — это череда темных и светлых сценок в стилистике сонного компьютера, который вяло мигает блеклыми скринсейверами. Когда свет зажигается, мы видим все ту же энергичную Гиллем и ее давнего партнера по Парижской опере Николя Ле Риша, выстреливающих грандиозными батманами, сигающих в па-де-ша и па-де-шаль. Ни их техника, ни харизма, ни молодецкий задор не потускнели, но внутри они уже совсем другие: движения их не остры, а плавны, не упруги, а эластичны — мудры, в общем.

Вот это изменение в больших артистах почувствовал Форсайт и смог передать — тем, кто хотел увидеть и услышать. Но зал Театра Елисейских полей оказался слеп и глух к столь изящному месседжу, и этуалям класса люкс после Форсайта достались вялые аплодисменты. Зато на более броское искусство Матса Эка зрители реагировали как сумасшедшие: минут пятнадцать стояли и вопили «Сильви, браво!» Гениальный швед сделал простенький, но умный спектакль Bye («Прощай») на музыку последней фортепианной сонаты Бетховена. Получилась история о том, как одна сильная духом молодая женщина решила поиграть со временем. Она вообразила себя старушкой и начала ею притворяться…

Эк поставил спектакль про реальную Гиллем, которую никогда не интересовало, что думают о ней окружающие. Она ведь всегда делала, что хотела.

Распечатать

Поделиться

Назад в раздел
Оставить свой комментарий
Вы действительно хотите удалить комментарий? Ваш комментарий удален Ошибка, попробуйте позже
Закрыть
Закрыть