Танцы перед саммитом

Елена ФЕДОРЕНКО, Уфа

31.03.2015

В Башкирском государственном театре оперы и балета завершился ХХ Международный фестиваль балетного искусства имени Рудольфа Нуреева.

Культурный центр Уфы. Краснокирпичный театр с козырьком балкона на надежных ногах-колоннах. Рядом — Пушкинская аллея, одно из украшений зеленого города-миллионника, и памятник Сергею Аксакову, автору «Аленького цветочка». Напротив — гостиница «Агидель» с мемориальной доской, извещающей, что здесь стоял дом, где родился художник Михаил Нестеров, и Академия искусств имени Загира Исмагилова, расположившаяся в бывшем Дворянском собрании. По соседству — памятник Федору Шаляпину: Уфа — город первого контракта и первого триумфа 17-летнего певца. Годом меньше было Рудольфу Нурееву, когда он дебютировал на своей первой сцене — об этом напоминает барельеф на здании Уфимского театра. Здесь для танцовщика открылись звездные дороги мира. 

Нынешний сезон — особый. Славная летопись оперно-балетной Башкирии начинает новую страницу. Театр пережил капитальный ремонт, и после двухлетних скитаний труппа вернулась на родную сцену. Рассказывает народная артистка России Леонора Куватова (однокашница и партнерша еще одного гения танца Михаила Барышникова), возглавляющая ныне башкирский балет, хореографический колледж и нуреевский фестиваль: «Самое главное, удалось сохранить труппу. Позади два невероятно сложных года, бесконечные выездные спектакли, два раза по Европе, а остальное время — по городам республики: Белебей, Стерлитамак, Салават, где зрители не избалованы классикой и смотрят наши выступления со слезами на глазах. Для труппы это непросто: приехать — с декорациями и костюмами, станцевать и глубокой ночью вернуться в Уфу. Теперь у нас чисто и красиво: удобные зрительские кресла, современный свет, новый алый занавес, просторные гримерки с душевыми. В Башкирии наш театр — единственный из музыкальных. Но у нас есть мечта открыть при балетном колледже Детский музыкальный театр. И не только потому, что участие в спектаклях полезно для будущих артистов. Зрителя надо приучать к театру, тем более музыкальному, с детства. Это важная социальная задача. Надеюсь, кризис пройдет, и наша задумка осуществится».

Продолжится и созданный в 1993 году фестиваль балетного искусства имени Рудольфа Нуреева. У его истоков — Юрий Григорович и Шамиль Терегулов, руководивший башкирским балетом без малого два десятилетия. Программа смотра по-хорошему консервативна. На открытии — обязательно премьера, затем — новинка из ряда современных экспериментов, конечно, классика с приглашенными известными солистами и венчающий афишу гала. Центральным событием стала «Анюта» на музыку Валерия Гаврилина, ее показали с двумя составами исполнителей. Спектакль-долгожитель теперь прописался и в Уфе. Хореограф Владимир Васильев каждый раз добавляет в текст новые пластические степени и нюансы, расширяя смыслы и значения своей знаменитой работы. Простая человеческая история о девушке, вышедшей замуж за немолодого и нелюбимого, чтобы обеспечить отца и братьев, в васильевской трактовке звучит удивительным чеховским слогом. В тараканьей бессмыслице чиновничьих будней — сатирический прищур Антоши Чехонте, в пестрой мимолетности жизни с невеселым счастьем и грустной поэзией — размышления зрелого автора. И, конечно, чеховская неоднозначность в отношении к дамам: за их лукавством и кокетством, как за прекрасной оболочкой, может прятаться «большой крокодил». Самое удивительное в спектакле Васильева — неуловимость поэтики Чехова, всегда ускользавшей от прямых оценок. Что счастливым образом обеспечивает артистам многовариантность прочтений хрестоматийной роли Анюты. Ветреной Анюте — Гузель Сулеймановой, балерине умной и точной, «гордая, свободная, самоуверенная» жизнь пришлась по вкусу, и она существует в ней как рыба в воде. Героиня Гульсины Мавлюкасовой трогательно заигралась в шумном светском веселье — так, что невеселый финал настигает ее врасплох. Когда выброшенный из дома отец (Максим Купцов) с пронзительно беззащитными детьми провожает закружившуюся в любовной метели Анюту, она забывает о них, как забывают о преданном Фирсе бывшие владельцы вишневого сада. 

Ничтожный Модест Алексеич (Андрей Брынцев и Руслан Абулханов), толкающий жену в объятия Его сиятельства (незаменимый в обоих составах брутальный Ринат Абушахманов), самовлюбленный богач Артынов (Ильдар Маняпов и Рустам Исхаков) — скрывают лица под гротескными масками. Пылкие восторги первого чувства малодушно усмиряет в своем сердце влюбленный в Анюту Студент (Сергей Бикбулатов и Ильдар Маняпов), утешаясь новой привязанностью. Жизнь трогательная и беспощадная течет своим необратимым ходом в провинциальном русском городке, поблескивающим маковками церквей да неспешным движением серой реки. Художник Виктор Вольский творит этот мир, как Васильев режиссирует танец героев, тоже по-чеховски. Домики в два светящихся оконца, потускневшие купола, абрисы горбатых крыш, городские фонари и лавки на набережной, укрываемой легким снежком. Дивно хороши интерьеры с мягкими диванами, этажерками, дребезжащими клавикордами, портьерами и портретами — такие «штучные», особой выделки декорации в современном театре увидишь нечасто. Как и костюмы, воссозданные уфимскими мастерами по эскизам ушедшего из жизни брата художника Рафаила Вольского.

Под знакомые мелодии Гаврилина, напоенные любовью оркестра (дирижер Раушан Якупов), обживают городской бульвар щеголи и лотошники, барышни в чепцах и озорные малыши, цыганки, шарманщик, кумушки. Любой из артистов с тщанием включается в игровую стихию, выстраивая свою небольшую роль так, будто мир без нее не будет полон. Уфимская «Анюта» стала радостью для всех — от ученика хореографического колледжа до президента Республики Рустэма Хамитова. 

Одноактный спектакль «Письма с фронта», продолжающий темы Валерия Гаврилина, поставлен молодым московским хореографом Ниной Мадан и посвящен 70-летию Великой Победы. Артисты драмы читают подлинные письма фронтовиков, танцовщики Московского детского музыкального театра имени Наталии Сац предстают в хореографических зарисовках из далекой и неведомой жизни, ставшей для тех, кто знает о ней лишь по рассказам и учебникам, святой и священной. Расставания, ожидания, воспоминания о мирном счастье и — утраченные иллюзии, слезы над похоронками, страстное желание получить добрую весть. 

Почетное место в фестивальной афише отведено классике, и не случайно. «Жизель» и «Лебединое озеро» — козыри башкирской труппы и ее кордебалета, умеющего передавать оттенки и интонировать темы главных героев. Не потому ли так охотно ставит в Уфе Юрий Григорович? Кстати, театр мечтает о его «Легенде о любви». Секрет единства стиля разгадать несложно — труппа состоит из выпускников местной школы, которая пользуется большим уважением не только в России. Воспитанников башкирского колледжа расхватывают лучшие театры страны и мира. Когда тоненькие ладные вилисы — все, как одна, встают в гордый и горький арабеск, или лебединые стаи выплывают по планшету сцены как по замершей глади воды, — зал взрывается аплодисментами. Кордебалет — полноправный и достойный «персонаж» фестивальных спектаклей, где соло отданы гостям. Мариинская пара Олеся Новикова и Кимин Ким в «Жизели» станцевали повесть об обманутой пейзанке с обескураживающей естественностью и технической свободой. В «Лебедином озере» солировали уверенная прима Большого театра Мария Аллаш и надежный башкирский кавалер Рустам Исхаков. Гала с участием известных артистов Москвы, Петербурга, Берлина, Анкары, Казани, Астаны, молодого Марийского балета и, конечно, самих хозяев завершил шестидневный фестивальный марафон.

Все гости поразились тому, как преобразился не только башкирский балет, но и сама Уфа. Пики современных отелей, помолодевшие старинные особняки, милые штучки — например, памятник дворнику или альпийские горки — украшают улицы и бульвары. Идея проводить крупные международные встречи в регионах Российской Федерации оправдывает себя сполна. Похорошевшая Уфа готовится к международным саммитам ШОС и БРИКС.