Свежий номер

Средь шумного бала

Елена ФЕДОРЕНКО

13.06.2013

Московская Академия хореографии представила своих выпускников концертом на Новой сцене Большого театра. Представила готовыми артистами, без скидок на юный возраст.

Нынешний выпуск МГАХ — предъюбилейный, совсем скоро московская балетная школа отметит 240-летие. Традиционный выпускной бал порадовал хорошим вкусом, отточенной по репертуару и бессбойной по ритму программой. Изменили сам статус показа — от привычного набора «школьных заданий» перешли к нетиповому набору сложносочиненных номеров. «Розовый вальс и адажио» из балета «Щелкунчик» в хореографии Вайнонена оказался едва ли не единственным хитом, но не выглядел реверансом в сторону традиций, а сразу обозначил уровень крепкого профессионализма.

Главную же ставку на классику сделали в сюите из балета «Миллионы Арлекина», бережно восстановленной специально для московской школы Юрием Бурлакой. В этом сценическом бурлеске будто просияла лукавая улыбка патриарха императорского русского балета Мариуса Петипа, и ее, улыбку гения, радостно размножили в ликах итальянской комедии масок Эльвина Ибраимова и Артур Мкртчян. Чей уровень техники позволил бойко и с упоением «попроказничать» на взрослой сцене. Оба уже зачислены в Большой театр, как и Ксения Рыжкова, которая вела Гран-па из балета «Дон Кихот» со сценическим обаянием и выучкой.

Нынешний девичий выпуск — класс ректора Академии Марины Леоновой, которая поощряет участие воспитанников в конкурсах, смотрах и фестивалях, справедливо полагая при этом, что не в наградах дело, просто следует с младых ногтей воспитывать чувство сцены. Можно и, вероятно, должно придираться к исполнению, но не поспоришь, что в танце балетных барышень образца 2013 года есть школа и стиль, у каждой — своя индивидуальность. Во «Фресках» из «Конька-горбунка» в хореографии Горского еще одна выпускница леоновского класса американка Мария Тереза Бек с блеском продемонстрировала русский профиль своего искусства: заокеанским труппам она предпочла работу в Музыкальном театре имени Станиславского и Немировича-Данченко. Среди хореографических раритетов балетного бала не затерялись театральная Испания («Ла Тирана»), веселое «Аллегро» и «Бурлаки», где, оторвавшись, радостно «эх, ухнули» студенты-иностранцы.

В последние годы стало общим местом упрекать Академию в консерватизме. И хотя формат школьных концертов последних лет расширен современными номерами, в том числе и эксклюзивами от приглашенных западных хореографов, претензии продолжают сыпаться. В этом году Академия взяла реванш. Представьте: Начо Дуато сам приехал в Школу и подарил выпускникам свой ранний балет «L’Amoroso» (влюбленность, томление). Когда-то артисты Парижской оперы танцевали его как поэму о страсти, расцветающей и отстаивающей себя под ванильным небом на бескрайних просторах Средиземноморья под старинные неаполитанские мотивы. Шесть сегодняшних выпускников пока не знают, что любви не бывает без боли, ванили — без горечи, мажорных песен без ноток минора. А потому танцуют про другое: о нежном предвкушении любви и готовности открыть себя первому чувству. Струящаяся беспрерывно хореография Дуато в их исполнении иногда «чирикает» неположенными паузами и фиксированными позами, каких автор избегает, но здесь, похоже, этому не противится. «Мне так нравится работать с юными. Это отодвигает собственные годы, я становлюсь моложе. Они замечательно обучены, такие робкие в своих чувствах, по-детски старательные в постижении движений. И это придает хореографии иной смысл. С московской школой я готов к дальнейшему сотрудничеству», — признается Дуато.

Ступающие на профессиональную стезю питомцы Московской академии, хоть и овладели балетной грамотой, но на пороге взрослой жизни все-таки остаются детьми. С ними надо возиться скрупулезно, как делали в те времена, когда не были утрачены крепкие связи между школой и театром. Когда Катю Максимову и Наташу Бессмертнову ждали в Большом не для того, чтобы отправить в последний ряд лебединой стаи, а чтобы поддержать и выпестовать их эскизно проявившиеся на школьных балах индивидуальности. Нынешних выпускников, всех как одного, разобрали ведущие театры. Теперь не затеряться бы им в дальних рядах.