Фуэте в стиле хип-хоп

Елена ФЕДОРЕНКО

17.04.2014

В Перми завершился «Арабеск» — конкурс артистов балета имени Екатерины Максимовой.

В статьях о подобных конкурсах обычно, будто под копирку, говорится об утрате уважения к балетной старине, вольных переделках классических текстов, о принцессах-малолетках и принцах-подростках, еще не научившихся слушать музыку, но уже умеющих эксплуатировать трюки. 

К счастью, нынешний «Арабеск», поддержанный губернатором Виктором Басаргиным и министром культуры Пермского края Игорем Гладневым, стал «оммажем» классическому наследию. 

 Собравший более ста участников из двух десятков стран, «Арабеск»-2014 был посвящен 75-летию со дня рождения Екатерины Максимовой. Она неизменно возглавляла жюри, но триумфа хозяев так и не дождалась.

— Такого успеха пермская школа еще не знала, — сказал «Культуре» член жюри Морихиро Ивата, обладатель Гран-при «Арабеска»-1992. — В Перми подрастает целая плеяда солистов — высоких, фактурных, с хорошей, по мировым стандартам, техникой и яркими индивидуальностями. В третьем туре команда хозяев не просто лидировала, а составила треть финалистов. Вторую треть представили российские города: четверо москвичей, двое петербуржцев, по одному финалисту из Новосибирска и Воронежа, Йошкар-Олы и Улан-Удэ. Заключительную — соискатели из зарубежья: Казахстана, Бразилии, Японии, Кореи, Португалии и США. 

Точностью в передаче балетного стиля «Арабеск»-2014 определенно войдет в историю. О живой — без фальши — классике напомнил романтичный пермский дуэт Евгении Ляховой (III премия) и Александра Таранова (диплом). Их коллеги по театру Инна Билаш (I премия) и Степан Демин (диплом) словно соединили чудный сон о давно минувшем с современным драйвом. «Челябинский японец» Ясуоми Акимото (II премия) так нежно реагировал на каждое движение своей Сильфиды, будто лично встречался с датским гуру хореографии Бурнонвилем, жившим два столетия назад. Свой спектакль разыграли сдержанная американка Джой Вомак (ее, обладательницу II премии, не оставляли журналисты: недавно она не без скандала покинула труппу Большого и теперь солирует в «Кремлевском балете») и темпераментный Михаил Мартынюк. Четко и стабильно выступили представители Музтеатра имени Станиславского и Немировича-Данченко — III премию разделили Александр Омельченко и Дмитрий Дьячков. Последнему, воспитаннику пермской школы, достался и приз зрительских симпатий. 

Перечислить всех обладателей наград невозможно — их более тридцати. Но некоторые запомнились особо. Так, знаменитая японская балерина, максимовская крестница Юкари Сайто вручила свой приз самому юному участнику финала — 16-летнему португальцу Мигелю Пинейро. Уроженец Калифорнии, ныне солист Михайловского театра Лабрадор Марио получил приз Георгия Зорича. У этой награды своя история: русский танцовщик Зорич попал за границу подростком, учился у Ольги Преображенской, был партнером Ольги Спесивцевой, сделал мировую карьеру. Неоднократно приезжая в Пермь (последний раз — уже в инвалидном кресле), он завещал собственные средства на развитие конкурса, а также обеспечил свою постоянную награду. Приз имени Галины Улановой за одухотворенность танца присужден дуэту Джеймса Фрейзера и Джессики Овертон. Откуда в этих артистах из Южно-Африканской Республики такой классический этикет и аристократический шик — понять еще только предстоит. Кстати, Джеймса тут же пригласили в Театр Бориса Эйфмана: танцовщиков из Африки на российском пространстве до сих пор не наблюдалось.

Долгожданным триумфом завершились выступления бразильских юниоров. Максимова и Васильев стояли у истоков балетного училища ГАБТа в штате Санта-Катарина — единственного «учебного спутника» Большого театра за рубежом. Солнечный темперамент и традиции русской школы воплотились в задорном и звонком танце Аманды Гомес (II премия), Диего Да Куньи и Таис Диоженес (дипломы). 

Правда, не все награды нашли своих обладателей — Гран-при имени Максимовой и приз «Лучшему дуэту» (в кулуарах его называют «Катя и Володя») никому не вручили. Свое решение председатель жюри Владимир Васильев прокомментировал так: «Неожиданно высокий исполнительский уровень конкурса настолько взметнул планку, что выделить из лидеров кого-то одного оказалось невозможно. За лучший дуэт мы с Катюшей обычно награждали тех, кто не только танцует вместе, но живет на сцене одним дыханием, как единый организм».

А свой именной приз Васильев отдал японским хип-хоперам (помимо основного — исполнительского — на «Арабеске» проводится конкурс современной хореографии). Итог соревнований contemporary dance на сей раз вполне оптимистичен: пожалуй, впервые его участники заговорили внятно, не путаясь во фразах и слогах. А уличная культура хип-хопа и вовсе покорила танцевальный монблан. Юджи Нарита и Кейске Камеяма под фортепианную россыпь пассажей Шопена вертели фуэте на голове и заставляли публику ахать от своих виртуозных па. «Это редчайший случай, когда мы открываем новую страницу в истории нашего конкурса — хип-хоп ворвался к нам! А вообще-то жаль расставаться, ведь «Арабеск» — одна большая многонациональная семья, которая собирается в гостеприимном российском городе каждые два года», — подытожил результаты Васильев.