Дом, который построил L-E-V

21.03.2014

Елена ФЕДОРЕНКО

«Контекст» «Золотой маски» продолжила израильская труппа L-E-V спектаклем «House».

Новый золотомасочный проект «Контекст» включает выступления трех зарубежных трупп. Первыми обозначили танцевальный ландшафт англичане — Уэйн Макгрегор заставил артистов своей компании Random Dance разъять движения на атомы. А вот танцовщики из Тель-Авива разбираются с чувствами, чему не приходится удивляться. L-E-V — дитя яркой труппы Batsheva, где собирает нервные пластические импульсы Охад Наарин, у них — общий дом: Центр Сюзан Делаль, вход в который «освещен» желто-рыжими фонариками цитрусовых деревьев.

Танц-центр на Земле обетованной назван в честь девушки, чья короткая жизнь с искусством связана не была. Просто убитые горем родители увековечили память дочери, спонсировав строительство Дворца для танцующей молодежи. Дело меценатов получило доброе продолжение — израильский contemporary dance обрел престиж и международное признание. Во всем мире уже известны родовые черты израильского танца—– головокружительная энергия и бескомпромиссная смелость. Еще — жажда «заразить» танцами не только профессионалов: уже давно Наарин впустил во Дворец всех желающих — пусть танцуют, как чувствуют. Благо тому не сопротивляется многоликий танец ощущений под названием «гага» — тот, что возвращает тела к первобытным истокам. 

Шарон Эяль — постановщица спектакля «House», созданного ею в соавторстве с музыкантом Гаем Бехаром, — названием, конечно, всех запутала. Профессионалы и любители начали искать разгадку на поле хаус-культуры, вышедшей из молодежных тусовок. Однако клубный танцпол оказался тут ни при чем. Рассказывает сама Эяль: «Даже забавно, что мое неумение придумывать названия породило среди публики заблуждения. Культура ночных клубов меня не волновала. Я создавала маленькие этюды о человеческих чувствах, мини-зарисовки о человеческих эмоциях, а не нарратив. Получилась своего рода мозаика страстей, вполне откровенных. А откровение все-таки дело личное. Оказалось подходящим слово «дом», где нет соглядатаев и можно не задумываться, как ты смотришься со стороны. Да и музыка спектакля — не треки, что выстраиваются на вечеринках хаус-клубов диджеями из хитов разных времен, а единое авторское сочинение». 

Музыка Ори Личтика способна ввести в транс однотонной дробью ритма и капающими, как ртуть, звучаниями. На сцене — танцовщики в одинаковых монохромных костюмах: обтягивающие телесные комбинезоны сменяются на темные. И те, и другие позволяют передавать вздох каждой мышцы как вздох души. И тут ответно замирает зал: откровение и неприступность, ожог от пламени и озноб от стужи, сменяя друг друга, потоком идут со сцены. У актеров, кажется, нет ни пола, ни возраста. Они одновременно реальны и фантастичны, похожи на странных марионеток из гофмановских новелл. Тьмы за ними больше, чем солнца, а боль заслоняет нежность. Полное напряжение сил, животная энергия и неизбывная тоска не оставляют человека даже тогда, когда он остается наедине с собой. 

Но больше всего удивляет сам танец, воплощающий призывы Наарина к своим танцовщикам: «Откройте пространство для суставов» или «Оторвите плоть от костей». Что-то подобное они и делают: иначе как понять, куда исчезают руки, когда гуттаперчевые кисти, словно торчащие из предплечий, проделывают невероятные движения; а вот одновременно вздрагивают и сдвигаются чресла, при том что ступни не отрываются от пола, или вдруг голова упадет и подпрыгнет как подвешенный на резинке шарик. Фантазийный танец, похожий на движения шарнирных роботов, рассказывает о сумасшедшей жизни, которую все-таки не подавили страхи и виртуальные миражи.

Беспокойный дух израильского танца, не скованный европейскими стереотипами, еще пробьется на «Золотой маске». В завершающий вечер проекта «Контекст» мы увидим творение израильтянина Эмануэля Гата в программе одноактных балетов лос-анджелесской труппы Dance Project (руководитель Бенжамен Мильпье). Аншлага 31 марта и 1 апреля не избежать — всем любопытно, чем сможет удивить Мильпье, хореограф «Черного лебедя» и супруг голливудской звезды Натали Портман. Кстати, в сентябре 2014 года он приступит к руководству балетом Парижской оперы.

Распечатать

Поделиться

Назад в раздел
Оставить свой комментарий
Вы действительно хотите удалить комментарий? Ваш комментарий удален Ошибка, попробуйте позже
Закрыть
Закрыть