Все к станку

25.05.2017

Елена ФЕДОРЕНКО

На легендарной сцене Большого театра пройдет юбилейный, 25-й фестиваль Приза Benois de la danse. 

Два последних весенних дня обещают важное международное событие. Benois de la danse, ставший своеобразным балетным «Оскаром», за четверть века представил все значительные труппы мира, всех ведущих хореографов-ньюсмейкеров и лучших исполнителей. В числе постоянных номинаций — три: «Танцовщица», «Танцовщик», «Хореограф». Вспоминают и об их талантливых соавторах — композиторах, сценографах, либреттистах, художниках по свету, но случается это не каждый год. Двухдневный фестиваль задает вектор развития танцевального искусства — ведь новинки (в поле зрения организаторов и арбитров входят исключительно работы предшествующего календарного года) долетают до нас, понятное дело, с опозданием. Benois позволяет увидеть их своевременно. 

Проект, взятый под патронат ЮНЕСКО, родился в самом начале нестабильных 1990-х благодаря гению Юрия Григоровича. Успешный старт начинанию обеспечил всемирный авторитет российского хореографа. Сразу сложилась команда проводников: гендиректором стала Регина Никифорова, арт-директором — Нина Кудрявцева-Лури. Дамы благородной осанки, тонкого вкуса и — что совсем редкость по нынешним временам — безразличные к любой суете «вокруг». Они взялись за непосильную работу и выполняют ее безукоризненно: Benois не только держит высокой уровень, но и неизменно расширяет горизонты, предлагая подарки и открытия. Тут нет и толики преувеличения. 

Фото: Магомед Моллокаев

Сюрпризом 2017-го оказалась уникальная выставка в Центральном театральном музее имени А.А. Бахрушина, воплотившая историческую панораму двадцатипятилетнего предприятия и его многоликий образ. Впечатляющая коллекция портретов лауреатов прошедших лет, теплые слова мэтров — членов жюри, эскизы декораций, сшитые мастерами Большого костюмы (от классических «Жизели» и «Лебединого озера» до современных «Дамы с камелиями» и «Героя нашего времени»), пастели, рисунки, картины и парящая в воздухе балерина, сплетенная из тонких проволок художником Магомедом Моллакаевым. Ценность показа — еще и в атмосфере. Зал основной экспозиции лишен новейших визуальных эффектов. Фантазия повела организаторов по пути балетных ассоциаций: в уголке маленький гримировальный столик, вдоль стен — станки, те самые, на которые каждое утро ложатся руки артистов, повсюду — туфли-пуанты. Возникает эффект театрального чуда, и им можно не только любоваться, к нему разрешается прикоснуться: присесть к зеркалу, попробовать грим, поднять в балетный пучок волосы, примерить пуанты и даже попытаться подняться на кончики пальцев. 

Фото: Магомед Моллокаев

Азарт рождается на глазах, интересно всем — от детей до пенсионеров. За их реакцией с любопытством «следят» первые лауреаты Benois: гордо смотрит с фотографий королева русского балета Марина Семенова (здесь же чемоданчик с пуантами ее учениц) и лукаво улыбается здравствующий Джон Ноймайер (на экран транслируется фрагмент из его «Смерти в Венеции»). Рядом — портрет Сержа Лифаря, возглавлявшего балет Парижской оперы, написанный Зинаидой Серебряковой. Отдельным парадом — звезды: великие танцовщики глазами фотохудожника Нины Аловерт — сплошь шедевры. Звучит балетная музыка из репертуара «Русских сезонов» Сергея Дягилева. Перелистываются видеозаписи лучших выступлений Benois разных лет.

Особым вниманием окружен сам Приз — статуэтка пары, широко раскинувшей в танце руки и пытающейся обнять Вселенную. Композиция создана парижским скульптором Игорем Устиновым, правнуком Александра Бенуа, чье имя носит награда. Кстати, часть экспозиции с эскизами художника к дягилевским спектаклям наглядно объясняет, почему награде присвоено имя художника. Бенуа — из плеяды живописцев «Мира искусства», что пришла в театр и в корне поменяла само отношение к сценографии. Их художественные решения вели к реформам. Сам Бенуа фонтанировал замыслами, писал либретто и сценарии, до мелочей прорабатывал эскизы костюмов, придумывал гримы и прически. Уныло влачивший существование к концу XIX века балет Европы, довольствовавшийся статусом придатка к опере и кафешантану, под влиянием русских спектаклей вдруг вспомнил о своем славном прошлом и потянулся в будущее. 

Выбранное посвящение оказалось не только точным и закономерным, но и счастливым. Правда, безоговорочное признание пришло не сразу. Поначалу вызывали сомнения установленные Benois правила. Состав жюри меняется каждый год (пост не покидает лишь председатель — Юрий Григорович), что понятно, но судьи сами выдвигают номинантов (конечно, в их число попадают «свои» — подопечные и ученики). Накануне торжественного вечера арбитры пересматривают видеозаписи, спорят до рассвета и, в конце концов, определяют лауреатов, корректируя программы концертов. В первый день выступают новые номинанты и победители, во второй — герои прошедших лет. 

Несколько смущала всеядность Приза: рядом с воспитанной в строгости классикой — бушующая страсть современной пластики, а импрессионистическая недосказанность неоклассики соседствует с вызывающими бравадами авангарда. Да и не все соискатели и триумфаторы доезжают до Москвы вовремя, иные объявляются через годы.

Но в случае с Benois все сходится волшебным образом. Артисты высоко ценят Приз, как и выдвижение на него, почитая награду признанием старших по профессии. Зрителей распределение мест увлекает гораздо меньше, чем концерты, собирающие в программу лучшее из лучшего — разные школы, направления, стили. Ценители знают, что Benois не обманывает ожиданий. Пропустить нынешние вечера нельзя, как невозможно и перечислить участников выступлений. 30 мая публика увидит новейшие сочинения Демиса Вольпи, Сиди Ларби Шеркауи, Эдварда Клуга, Алексея Ратманского и молодой кореянки Хьо-Хьюн Кан. На сцену выйдут звезды балетных домов Парижа и Вены, танцовщики из Кореи, Национального балета Уругвая. Большой театр представят Нина Капцова и Денис Родькин страстным дуэтом из «Дамы с камелиями» Джона Ноймайера. Затанцует и сам Приз — его «оживит» фантазия Юрия Посохова. Козырем концерта лауреатов прошлых лет станут легендарные шведы Матс Эк и Ана Лагуна — они исполнят щемящий номер «Память». Без сомнения, взовьется в неистовом прыжке Иван Васильев — специально к юбилею Benois он сочинил дуэт для себя и Марии Виноградовой. Посвящение Призу подготовил экс-руководитель Михайловского театра Начо Дуато. Опусы Уильяма Форсайта, Уэйна Макгрегора, Рассела Малифанта, Ханса ван Манена, Ролана Пети, Каролин Карлсон покажут блистательные артисты ведущих театров мира. Ольга Смирнова и Семен Чудин встретятся в гордом Большом классическом па на музыку Обера.


Фото на анонсе: Магомед Моллокаев

Распечатать

Поделиться

Назад в раздел
Оставить свой комментарий
Вы действительно хотите удалить комментарий? Ваш комментарий удален Ошибка, попробуйте позже
Закрыть
Закрыть