Старикам тут «Место»

Елена ФЕДОРЕНКО

24.11.2016

IV фестиваль «Context» Дианы Вишнёвой подвел итоги. На сей раз прима познакомила с подробностями жизни современного танца не только москвичей, но и родной Петербург. 

Смотр распался на две части. Первую впору отнести к развлекательным: концерты с участием известных и не очень трупп потрясли зашкаливающими ценами на билеты, их обсуждали гораздо живее, чем увиденное на сцене. Вторая — творческая лаборатория, где мастер-классы хореографов соседствовали с воркшопами для начинающих критиков, фотографов, гримеров, а документальные картины и фильмы-спектакли сменялись познавательными беседами. 

Немного особняком расположился конкурс молодых хореографов, призванный стать антикризисным, а на деле вновь обернувшийся демонстрацией инфантильной наивности сочинителей. Эксперты, и прежде всего сама Диана, проделали нелегкую работу — отсмотрели видеозаписи номеров без малого семидесяти претендентов, шесть авторов допустили к состязанию. Общая тенденция обнаруживается на поверхности — хореографы грешат скорописью: вихрем нанизывают поток беспокойных движений, забывая придать им внятную мысль. Все вместе складывается в зрелище весьма уязвимое. Дарования соизмеримы, как и помыслы, очевиден разворот от абстракций и туманных рассуждений о глобальном одиночестве, предощущении катастроф и тотальном непонимании — к попытке выстроить внятный сюжет. 

Здесь преуспели умница-москвичка Софья Гайдукова, внимательно прочитавшая гончаровский «Обрыв», Римма Пипоян со страстным «Триптихом» и киевлянин Алексей Бусько, показавший, что жизнь продолжается, даже если она пульсирует за счет подключения к медицинским аппаратам. Победила в конкурсе петербурженка Ольга Васильева — ее танец поведал, как непросто найти и утвердить свое место в мире: в схватке темпераментной четверки лидировали исполнители-харизматики, по совместительству хореографы, принимавшие участие в «Context» прошлых лет, — Владимир Варнава и Константин Кейхель. 

Вишнёва верит, что новые творцы появятся в родном Отечестве. Верим и мы. Однако стоит признать художественной утопией то, что краткосрочное пребывание в одной из продвинутых европейских компаний (это и есть награда победителю) сможет научить технологиям построения сюжетного танца, раскрыть секреты режиссуры, а именно этого и не хватает молодым хореографам. 

В двух концертных программах приняли участие давние любимцы — Bejart Ballet Lausanne, а также впервые приехавшие в Россию труппа Alonzo King Lines Ballet из США и солисты Танцевального театра Люцерна. Бежаровцы разбудили воспоминания о своем великом прошлом, которое изо всех сил поддерживает глава труппы Жиль Роман; череда дуэтов первого гала погрузила в спячку, зато публику встряхнули заокеанские танцовщики — хореограф Алонсо Кинг придумал стремительные и сложные комбинации для гибких тел высоких выразительных артистов. В целом же представленная на «вишнёвых» вечерах программа оказалась вполне тривиальной: неоклассика и модерн в выдержанной манере, привычной для западных трупп, без вкраплений актуальной хореографии и радостных открытий. Из разряда милых и рядовых в ранг исторических фестиваль вывели два бесценных подарка от корифеев-хореографов, сочиненные для мировых суперзвезд.

Диана Вишнёва и Орели Дюпон — этуаль Парижской оперы, недавно возглавившая ее балет, исполнили «B/olero» в постановке Охада Наарина на обработанную в стиле минимализма музыку Равеля. Роскошные балерины в скромных черных платьях, ни на секунду не теряя синхронности, выдавали такую внутреннюю сосредоточенность и страстную экспрессию, что исполнение становилось сеансом медитации. Хореография словно рождалась из возбуждения самим танцем. В этом абстрактном опусе нет фабулы, есть сюжеты — эмоциональные и ритмические, соревнование французской изысканности и русского упрямства, чувственности и экстаза. 

Шедевр от легендарного Матса Эка под названием «Топор», напротив, обжил вполне реалистичный интерьер. Поджарый пожилой человек монотонно рубит дрова, а рядом — седовласая женщина, не скрывающая свой седьмой десяток лет, танцует горькое откровение: молодость ушла, забыв прихватить мечты и надежды. Дуэт великой Аны Лагуны и Ивана Ауцели доказывает, сколь условны возрастные ограничения — и в жизни, и на сцене.  

Печальный диалог с амбициозной молодостью ведут и герои фильма-балета «Место», поставленного Эком для Лагуны и Михаила Барышникова несколько лет назад. Москва увидела картину впервые. Гении танца не потеряли мастерства: их движения легки, словно и не требуют никаких физических усилий, головокружительны вращения Барышникова, повелительны батманы Лагуны. Только лица, покрытые сеточкой морщин, и взгляды, устремленные в прошлое, несут горькое откровение о мудром возрасте, вспоминающем неразумно-счастливую юность. 

Подарком неслыханной щедрости стал визит на фестиваль великого шведского мэтра и его разговор с публикой. Матс Эк просто и естественно подтвердил решение завершить карьеру («быть может, это будет пауза в несколько лет — пока не знаю») и закрыть прокат своих спектаклей («они ведь требуют постоянного внимания со стороны хореографа, а я решил отдохнуть»).