Город Сочи балетный очень

Елена ФЕДОРЕНКО

29.06.2016

VI Международный конкурс Юрия Григоровича «Молодой балет мира» завершился гала-концертом на сцене Зимнего театра Сочи.

«Молодой балет мира» проходит в шестой раз, первый датирован 2006-м. Так что нынешний смотр — своеобразный 10-летний юбилей классического танца в черноморской столице России, как издавна называют Сочи. У каждого соревнования свое посвящение и всегда — неслучайное. Танцевали в честь Галины Улановой, Марины Семеновой, Наталии Бессмертновой, нынешний конкурс приурочен к 125-летию Сергея Прокофьева. 

Момент и в море

Ключевое слово в названии — «молодой». Среди соискателей многие еще не завершили профессионального образования. Сейчас конкурс входит в Международный проект «Черноморские ассамблеи Юрия Григоровича». Масштаб смотра изменился приблизительно так же, как сам город, который звездная Олимпиада превратила из тихого курортного эдема в мегаполис, где отдых соседствует с широкими дорогами и чудесами цивилизации. В систему ценностей ассамблеи вписано многое. Мастер-классы «Высшего исполнительского мастерства» по разным дисциплинам (классический, народно-сценический, современный танец) проводили ведущие педагоги. Добившиеся успехов участники получили престижные сертификаты работающей под патронатом ЮНЕСКО Международной федерации балетных конкурсов. 

В Сочи прошла ее 10-я Генеральная ассамблея, где решали, как развести по датам и темам мировые балетные состязания, как сохранять водораздел между классикой и современностью, как защитить от сегодняшних веяний порядок в академических вариациях и па-де-де. Многолюдными вышли «круглые столы» по проблемам развития хореографии. Не стихали споры в кулуарах — диспуты и обмен опытом — в пользу конкурсного противостояния, которое стимулирует поиск и обозначает ориентиры. Добавьте знакомство с юным, быстро взрослеющим сочинским Музеем балета и получите относительно полную картину форума. Так что гости и журналисты, желавшие окунуться в ласковое море, буквально не расставались с купальными принадлежностями и в краткие перерывы мчались на берег. Артисты в морскую воду не заходят — она расслабляет мышцы, а силы надо беречь. Кстати, пляжи в Сочи — бесплатные, приходи на любой. А вот захочешь понежиться на шезлонге или под зонтиком — то за плату. 

Живая классика

Юрия Григоровича в Сочи очень любят. Глава города Анатолий Пахомов присутствовал среди зрителей, он же открывал пресс-конференцию: «Балетные вечера — из тех событий, которые меняют ментальность сочинцев. Да и гости получают возможность увидеть то, о чем могли только мечтать. Мы гордимся, что конкурс проходит в нашем Зимнем театре. Его нынешнее состояние — заслуга Юрия Григоровича. В те годы, когда Сочи еще не был раскручен, а туристы осваивали египетско-турецкие направления, мы откликнулись на инициативу великого хореографа — провести балетный конкурс и реставрацию театра. Благодаря Юрию Николаевичу поднялась из руин дача просветителя, издателя, историка балета Сергея Худекова. Теперь обновленный «Дендрарий» — такая же гордость города и всей России, как и олимпийские объекты».

Открылись ассамблеи балетом Прокофьева «Ромео и Джульетта» в постановке Юрия Григоровича. Танцевали артисты Краснодарского театра «Григорович-балет», собравшего антологию творчества хореографа. Григорович никогда не адаптирует свой танцевальный текст к возможностям труппы, а потому в высоких прыжках и четких вращениях, выверенных ансамблевости и музыкальности чувствуется невероятный прогресс труппы. Но не это самое поразительное. Исполнители привнесли в спектакль энергию отчаянных неофитов, которые пока не обросли броней штампов. Постановка производит глобальное впечатление, словно соткана из мощных и емких эстетических формул. Кантилены кордебалетных танцев выстраиваются в мистерию обобщенных страстей и страданий, передают вселенский трагизм и надежду, отвоеванную у смерти. Требовательный Юрий Николаевич остался чрезвычайно доволен.

Неудивительно, что маленькая японская конкурсантка назвала увиденный балет — классикой. Действительно, когда ленинградский школьник Юра Григорович вглядывался в спектакли Петипа, их возраст был не более почтенным, чем наследие Григоровича сегодня. Танцевать перед «живым классиком» — огромная мотивация, имя Григоровича — талисман, его репутация привлекает на конкурс молодых танцовщиков и членов жюри. В судейской команде на зависть иным состязаниям собираются ведущие деятели российского и мирового балета. И не только из близлежащих стран. С другого конца света, из ЮАР, прилетел Дирк Баденхорст, а мировая звезда Кумико Очи на время оставила свой театр в Нагое. Вадим Соломаха прибыл из Сан-Франциско. 

Ее звали Никита 

Младшая группа соискателей оказалась сильнее старшей, а индивидуальности юношей — ярче девичьих. В этом — тенденции нынешнего соревнования, обычно бывает наоборот. Награды в младшей группе достались тем, кого пестует школа. Ректор МГАХ Марина Леонова метко заметила, что сочинский конкурс — не только старт в профессию, но и одна из лучших в мире площадок, помогающих школьникам осваивать балет как профессию. Известно, что сейчас немало новых правительственных программ в помощь детям. Приехали делегации из Якутска, Краснодара, Уфы, высадился десант из Украины, но очевидным лидером оказалась МГАХ. Жаль, что не было Академии русского балета, и единственная ее представительница не поддержала имидж Вагановской школы. 

Москвич Дмитрий Выскубенко завоевал «золото» в старшей группе и удивил взрослым и благородным отношением к танцу. Видимо, это родовые черты московской школы, коими отличалось выступление первого лауреата младшей группы Марка Чино. Есть у этого будущего принца редкая способность передавать в пластике самоиронию — его забавный матрос со шваброй (номер «Морячок») полюбился зрителям. 

Медали достались и юным американцам. Выступления Никиты Борис и Джастина Валентина запомнились нюансами старомосковского стиля. Они — ученики экс-солистки Большого театра Валентины Козловой, которая сопровождала питомцев на Черное море: «В Нью-Йорке нет государственных школ, частные — даже те, что при театрах. К сожалению, я работаю с детьми со средними данными, таких красивых ног, как у российских ребят, в моей школе нет. Будем честны, американские труппы держатся на русских артистах. Никита (так зовут девушку) занимается балетом серьезно, ей едва исполнилось 16 лет, но у нее уже немало наград. Джастин — самородок, он пришел в мою школу в Манхэттене из небольшой деревни под Нью-Йорком. После недавнего конкурса в Нью-Йорке Николай Цискаридзе пригласил обоих обучаться в течение года в Академию русского балета». Редкой возможностью воспользуется партнер, а девушка приедет в Петербург лишь на несколько месяцев, отец боится отпускать ребенка на целый год. 

Разлуки с детьми не испугались родители японки Михо Окамуры и краснодарца Ильи Владимирова — воспитанники МГАХ работали чисто и уверенно, завоевав заслуженные награды. Искренний и свободный танец показал опытный конкурсант Сарыал Афанасьев из Якутии. Живой непосредственностью запомнилась Марианна Тсембенгой с Украины. Выступления харизматичной молдаванки Феличии Русу— урок всем будущим конкурсантам: ни на одном из туров она не позволяла себе расслабиться, и номер современной хореографии принес ей дополнительные баллы и симпатии жюри. Вместе с Вячеславом Пегаревым Феличия показала миниатюру «Биение двух сердец» хореографа Нины Мадан. Сейчас Феличия работает в Театре имени Сац, ее коллега Иван Титов также выступил удачно и получил бонус за лаконичный, с добрым юмором номер «Спокойной ночи, добрый день» в постановке Александра Могилева. Две медали — отличный подарок родному театру в год его юбилея. В мареве пресных и плоских соло и дуэтов современной хореографии именно эти сочинения показались пронизаны неуловимыми внутренними связями и были отмечены премиями за лучшую хореографию. Третий призер Юрий Выскубенко получил прокофьевскую награду за постановку «Анданте» на музыку Сергея Сергеевича.

Участники младшей группы исполнили народно-сценический танец — некогда столь популярный, и за ним внимательно следит журнал «Балет», награждающий спецпризом. Отметили Михо Окамуру, прощебетавшую «Танец с колокольчиками» из «Бахчисарайского фонтана», и Варвару Ерохину, призывавшую долгожданный дождь в «Памирском танце». 

А вот джаз-балет — еще один козырь сочинского конкурса — похоже, крыт. За эти годы джаз-букварь освоили, но как составить из него внятные слова — осталось тайной. Вот и получился поток эстрадных пустячков, сработанных под копирку. Торжество клипового мышления, когда предлагается миниатюрка, не имеющая смысла. Наверное, такой же эффект получился бы на каком-нибудь заокеанском конкурсе, доведись на нем сочинять славянские переплясы.

Провал джаз-программы не испортил общего впечатления от черноморского смотра, где все-таки царствует классический танец. Именно он — предмет пристального интереса всех, кто приехал в Сочи и, конечно, Юрия Григоровича, который сказал: «Балет — то, чем я занимаюсь всю жизнь. И самое сложное оставаться в искусстве самим собой…» Гала-концертом в Зимнем театре масштабная акция не завершилась — «Ассамблеи» отправились в путешествие: дипломанты и лауреаты выступили в Туапсе и Краснодаре. Впереди — двухлетняя пауза. И не надо быть Кассандрой, чтобы предугадать: «Молодой балет мира – 2018» посвятят Мариусу Петипа. Вот уж тогда наступит приволье всем классическим героям, выпорхнувшим из волшебных дворцов, воздвигнутых великим балетмейстером. Его наследие — крепкий орешек, тут за виртуозностью не спрячешься — душа нужна, широкая и открытая. Именно ее так ценил француз, считавший Россию своей родиной.