Танцы, деньги, два крыла

Ксения ВОРОТЫНЦЕВА

02.03.2016

В Театральном музее имени Бахрушина проходит выставка «Анна Павлова. Бессмертный лебедь», посвященная 135-летию со дня рождения балерины.

Легкая и воздушная, словно Сильфида. Страстная и роковая, как главная героиня «Дон Кихота». Холодная и предприимчивая, но пожертвовавшая гонорары с зарубежных гастролей, чтобы вызволить любовника из долговой тюрьмы. Личность и биография Анны Павловой до сих пор окутаны множеством тайн. 

Нынешняя камерная выставка хоть и не блещет сенсациями, помогает зрителям приблизиться к пониманию одной из самых знаменитых танцовщиц XX века. Большая часть экспонатов — черно-белые фотографии. Например, портрет совсем юной Павловой с бархоткой на тонкой шейке. А также групповой снимок выпускниц Санкт-Петербургского хореографического училища. Страстных балетоманов порадует Павлова в роли Аспиччии из балета «Дочь фараона» или Никии из «Баядерки». Увеличенные кадры дают возможность рассмотреть костюмы во всех подробностях и удивиться — оказывается, у ее Китри пуанты были украшены кокетливыми бантиками.

Есть здесь и фото бытового характера: Павлова, закутанная в меха, позирующая у окна в своем лондонском особняке «Айви-Хауз», празднующая Рождество в окружении собственной труппы. Ироничную ноту вносят карикатуры братьев Легат — танцовщиков, изобразивших многих коллег по Мариинской сцене. Знаменитая балерина на их рисунках предстает бледной, изможденной (худоба в те годы считалась недостатком), с выразительным профилем и огромным «подъемом». И, конечно, не обошлось без большого плаката Валентина Серова, запечатлевшего Павлову во время дягилевских сезонов в 1909 году. Личных предметов танцовщицы немного: пуанты и домашние туфли (на удивление миниатюрные), а также бусы. Есть и довольно зловещий экспонат — посмертная маска, показывающая, какая небольшая головка была у балерины.

Тем, кто хочет разобраться в феномене Павловой, предлагаются видео, показывающие звезду в танце. С одной стороны, киносъемка — опасная вещь: кумиры прошлого нередко проигрывают сегодняшним знаменитостям, ведь балетная техника шагнула далеко вперед, а Павлова и при жизни не считалась виртуозкой. Она завораживала другим: балерина словно парила и плыла в танце, и это свойство передает даже несовершенная пленка. Просматривая ее «Умирающего лебедя», понимаешь, почему нашу соотечественницу так любила публика во всем мире, что называла в ее честь духи и сладости (например, знаменитый торт-безе). А прима, достигшая неслыханной славы, умудрялась сочетать в себе практичность и фанатичную преданность профессии. И даже находясь при смерти, просила: «Приготовьте мой костюм лебедя!»