По московскому времени

Елена ФЕДОРЕНКО

08.10.2015

«Балет Москва» представил премьеру спектакля «Удерживая время».

Хореограф Рашид Урамдан популярен не в одной Франции, откуда он родом. Родители Рашида — переселенцы из Алжира, и голос крови не оставляет его равнодушным к проблеме миграции и судьбам беженцев. Опыт, впитанный на генетическом уровне, отражается в печальных спектаклях о потерявших родину. Легко подумать, что хореограф рассказывает истории, например, из африканского детства матери или из будней французской армии, в составе которой служил его отец. Но это не так. С фабулами он простился почти сразу после окончания Центра современного танца в Анжере. Воспоминания передаются через настроения, рожденные движением. Театр Урамдана — визуальная эмоция. Вдохновляющие хореографа-концептуалиста темы — общечеловеческие: социальные, культурные, экологические. Однажды он изучал проблему глобального потепления в провинциях Китая, где люди, заболевшие тяжелыми недугами от превратностей погоды, покидали свои дома, и образом спектакля сделал мертвую деревушку.

Несколько лет назад стартовал проект Intradance: семь европейских хореографов «поселились» в российских провинциальных труппах и должны были поставить по спектаклю. Рашиду Урамдану достался театр «Миграция» в Кирове. Город пришелся по душе (как и Москва, и Россия в целом — об этом он охотно говорит), но содержательной темой своего опуса участник проекта выбрал не дымковскую игрушку, в здешних местах рожденную, и не живописные пейзажи крутых берегов Вятки, а… борщевик. Так и назвал спектакль: «Борщевик… A true story…». Растение потрясло своим преображением: безобидное и даже полезное в начале своего роста и столь ядовитое в расцвете и увядании. Самого борщевика, понятно, на сцене не было — только откровение о том, как и почему добро перерастает в зло.

Спектакль «Удерживая время» пересказать невозможно, хотя на эмоциональном уровне он на удивление понятен. Подобный душевный отклик способна вызывать тонкая инструментальная музыка. Под простые и отчасти минималистские мелодии своего постоянного соавтора композитора Жан-Батиста Жюльена Урамдан запросто манипулирует полным составом современной труппы «Балета Москва». 

Многофигурными построениями с настойчивостью рerpetuum мobile создается образ мира, где скорость изменяет пространство и рождает смыслы. Одинокая фигура слегка шевелит конечностями, движения ускоряются, вокруг одного появляются другие, и все судорожно, как в цепной реакции, начинают носиться, прыгать, падать и вскакивать, бессмысленно вращать руками, словно ветряная мельница, не останавливаясь ни на секунду. На сцене — ритмично организованный хаос. Как ориентироваться в нем, непонятно, но свободным и артистичным танцовщикам «Балета Москва» это оказывается под силу. В одной из сцен — долгое-долгое кружение танцовщицы яростной метелью охватывает и синхронизирует движения масс. Каждый следующий повторяет движение предыдущего, и вновь все бежит и летит к агрессивному накалу страсти. Восторг перед шабашем бесконечно повторяющихся бешеных шагов и нескладных жестов рождает цепь непредсказуемых ассоциаций. Думается о том, что время (не как отвлеченный феномен, а твое личное, скоротечное) уже не отсчитывает минуты, но мчится вперед. И о том, как глупо, бездарно, безрассудно мы распоряжаемся им, временем, боясь отстать от тех, кто рядом.

После спектакля влетаешь в метро и по привычке — вниз по лестнице, помогая эскалатору, — вперед, к домашним заботам. Вдруг неожиданно останавливаешься, смотришь вокруг и хочешь вобрать в себя мир целиком. Но скорость цивилизации нарушить трудно — с утра гонка начинается вновь. Спектакль Урамдана напоминает, что человек сам способен распоряжаться своим временем, пространством и судьбой.