Без пяти минут артисты

Елена ФЕДОРЕНКО

27.05.2015

На Новой сцене Большого театра прошли концерты выпускников Московской академии хореографии.

Выпускные вечера притягивают балетный люд как магнит — зал всегда заполнен до отказа. Увлеченные балетоманы с азартом спортивных фанатов пытаются угадать в воспитанниках будущих звезд, а неофиты впадают в восторг от хрустальной юности исполнителей. Ну, а уж какое волнение испытывают мамы-папы питомцев Академии — не передать. Схожее с тем, что их чада на сцене. Родители, действительно, причастны — не они ли бросили своих десятилетних несмышленышей в профессию, определив тем самым их судьбу. Дальше многое зависит от учителей, чьи имена несправедливо остаются в тени. Мы попросили ректора МГАХ Марину Леонову представить наставников нынешнего выпуска, в котором уже просматриваются яркие индивидуальности.

— Сегодня в преподавательском корпусе Академии идет смена поколений, педагогика молодеет. В этом году большинство девочек-солисток воспитала Татьяна Гальцева — ее я считаю ведущим специалистом по старшим классам. Выпускают учеников и недавние солисты Большого театра: Ирина Прокофьева, Михаил Шарков, Андрей Смирнов. Результат их работы — победы учащихся на международных конкурсах. Наша Академия балетные соревнования не игнорирует — они приучают к сцене, расширяют репертуар, закаляют характер. Только в прошлом году ребята получили 35 медалей, из них 13 — золотые. У нас, можно сказать, есть своя Олимпийская сборная, и приятно, что мальчики постепенно занимают лидирующие позиции.

Тем не менее открылся вечер девичьим царством. Юрий Бурлака — умный реставратор старинных танцев — создал дивную стилизацию картины «Оживленный сад» из второго акта балета «Корсар». Образ рая, каким представлял его в своих неуемных фантазиях Мариус Петипа. Прекрасные картины и прекрасные танцы не имеют никакого отношения ни к сюжету балета, ни тем более к поэме лорда Байрона, взятой за его основу. В Эдеме солируют героини спектакля Медора и Гюльнара, соло последней отлично исполнила выпускница Екатерина Завадина. А получившую травму Анну Невзорову заменила солистка Музтеатра Ксения Рыжкова. Несколько лет назад в танце Ксении — тогда еще ученицы предвыпускного класса Марины Леоновой — все угадывали балеринскую стать и каллиграфическую грамотность, в чем не ошиблись. В академической версии «Оживленного сада» возлюбленных Корсара оказалось сразу две — из первого акта добавили известное многим наизусть па-де-де Медоры и Конрада, исполнили его похожие на пару из будущего Марфа Сидоренко и Егор Геращенко. Высокие — даже по сегодняшним балетным стандартам, с длинными руками-ногами, они танцевали с чувством гармонии в позах, длили кантилену линий и акцентировали бравурные выходы. 

Парад классических танцев с развернутыми кордебалетными сценами одолеет далеко не всякая театральная труппа. Воспитанникам Академии это оказалось под силу. Склоненные, как одна, девичьи головки, кружева округлых рук, играющих гирляндами и букетами, внимание к связующим движениям, легкие па-де-бурре, ювелирная работа стоп и чарующая женственная манера — то, что притягивало к балету Петипа наследников и приближенных царского двора. Изысканный имперский стиль гран-спектакля с его архитектурным совершенством пришелся по нраву и публике XXI века, подуставшей от минимализма художественных и визуальных впечатлений. Леонова комментирует: «В роскоши нам помог Большой театр — предоставили декорации, костюмы, бутафорию. В ответ на мою просьбу Владимир Урин сказал, что нам дадут все необходимое. Такие родственные отношения с Большим очень радуют». 

Традиционный сборный репертуар второго отделения показал все направления, которым обучали воспитанников в классах МГАХ. Два известных и сложных дуэта — из «Дочери фараона» и «Эсмеральды» вкупе с Большим классическим па из «Дон Кихота» продолжили сюжет академической классики. Народно-сценический танец представили «Болеро» из того же «Дон Кихота» и многолюдная «Рапсодия» из балета «Конек-Горбунок». Темпераментные и зажигательные танцы под музыку Листа, вдохновленного венгерским шармом и затаенной страстью, без пяти минут артисты исполнили с необыкновенным воодушевлением. За современность отвечали два дуэта: «Едет, едет мой ревнивый муж домой» Алишера Хасанова — на народные мелодии в обработке Рахманинова и грустные ломкие птицы из «Умирающего лебедя» — танцовщики вслед за хореографом Алексеем Мирошниченко явно увлеклись образом лебединой верности. 

Третье отделение — премьера одноактного балета «Джульетта» с посвящением 175-летию Петра Ильича Чайковского. Спектакль на музыку увертюры-фантазии «Ромео и Джульетта» вышел репликой на привычные претензии к школе, уличаемой в консерватизме и пиетете к классике. «Наша Академия сотрудничает и дружит со многими балетными школами мира, — поясняет ректор. — Увидели на одной из международных встреч «Джульетту», поставленную для школы Римской оперы известным итальянским хореографом Лучиано Каннито. По нашей просьбе он создал московскую версию». Сам автор мини-балета потрясен танцевальными возможностями учеников Академии: «Они показывают историю из жизни сверстников, и многие их замечания и предложения поразили меня своей точностью. А технических ограничений у них и вовсе нет». 

Трагедию Шекспира разыгрывают десять человек: семь юношей-танцовщиков, солистка-Джульетта и дуэт известных музыкантов. Скрипач Максим Федотов и пианистка Галина Петрова исполняют великолепную транскрипцию симфонической музыки, созданную Аидой Исаковой. Музыканты, как исповедь, передают отчаяние Чайковского от неразделенного чувства к певице Дезире Арто, поманившей композитора и вышедшей замуж за другого. Именно в тот период разочарования в личном счастье Петр Ильич начинает писать музыку увертюры-фантазии. Каннито точно передает сокрушающую силу рока, предопределившую трагическую развязку сюжета. Ведь и по Шекспиру, и по Чайковскому, примирение семейств невозможно, и счастье влюбленных исключено. 

Под звучание хорала выходят танцовщики, олицетворяющие фатум. Они же — узнаваемые герои: отделяясь на мгновения от «ансамбля» грозно ступает Тибальд, горько улыбается в своей маленькой вариации Меркуцио, торжественно благословляет молодых Лоренцо... Прочитана фабула «печальной повести» глазами Джульетты (Екатерина Завадина и Наталья Филина — подготовлены два состава). За неполные 20 минут ей назначено вырасти из наивной девочки в отчаянно защищающую свою любовь героиню. Она, а не романтический мечтатель Ромео (Дэвид Соарес и Егор Геращенко), первой понимает и принимает судьбу, первой бросает вызов року. При всей точности мысли спектакль Каннито не открывает пластических чудес, его лексика была актуальной пару десятилетий назад, но для Школы такой опыт весьма полезен. Как и сам показ на сцене Большого театра, откуда вчерашним ученикам открываются дороги к мастерству, и торить их они будут уже сами.