И легкой ножкой кризис бьет...

Светлана НАБОРЩИКОВА, Санкт-Петербург

13.05.2015

XIV сезон Международного фестиваля балета Dance Open завершился гала-концертом на сцене Александринского театра. Выступление звезд подытожило недельную программу, куда по традиции были включены новые спектакли ведущих трупп мира и мастер-классы для молодых танцовщиков. Всего в фестивальных событиях приняли участие свыше 200 артистов балета из 15 стран.

К сожалению, не обошлось без потерь. В связи со сложной финансовой ситуацией Dance Open в этом году отказался от церемонии вручения одноименных премий. Лучшие танцовщики фестиваля так и не получили знаменитые хрустальные ножки Анны Павловой. Организаторов, впрочем, это не смутило. 

«Мы без сожаления обошлись без дорогих призов и прочей милой мишуры ради главного. Лишь бы музы не молчали, а уж затягивать пояса балетным людям не привыкать», — сказала «Культуре» генеральный директор фестиваля Екатерина Галанова.

Музы не только не молчали (читай: танцевали), но и преподносили сюрпризы. Большой балет впервые показал на выезде прошлогоднюю премьеру «Укрощение строптивой». Постановка Жана-Кристофа Майо, помещенная в краснобархатную роскошь Александринки ничего не потеряла, более того — выиграла. Как оказалось, новодельный шик Новой сцены Большого театра упростил это произведение высокой моды.  

Впервые в Петербурге побывал балет Венской оперы, который ныне возглавляет экс-этуаль Гранд опера Манюэль Легри. Четыре столетия, что существует Венский балет, сделали из него оплот академизма. Директор-француз решительно развернул танцовщиков к современному танцу. Труппа сейчас располагает полновечерней «Анной Карениной» в постановке Бориса Эйфмана и целым рядом одноактных композиций, три из которых венцы показали в  северной столице. На мой вкус, лучше бы они продолжали танцевать классику. Ни приторные восточные «Сумерки» в постановке Хелен Пикетт, ни назидательный «Обратный отсчет» Наталии Хоречны (персонаж с петлей на шее размышляет, стоит ли шагнуть с табурета или все же побороться с собственными проблемами), ни претенциозные «Игры ветра» Патрика де Баны (скромную восьмерку танцовщиков буквально расплющивает музыкальная мощь скрипичного концерта Чайковского) не стоят обыкновенного классического дивертисмента. 

Труппа Национального балета Нидерландов давно доказала, что ей по силам все танцевальные направления, и программа «Возвращение к Баху» — с серией разноплановых композиций Теда Брандсена, Кристофера Уилдона, Марко Геке, Хуанхо Аркеса, Кшиштофа Пастора — эту репутацию подтвердила. Единственное замечание можно отнести к последовательности номеров. Кристально прозрачной «Фантазией» здравствующего классика Ханса ван Манена голландцы открыли вечер, хотя именно ею стоило бы поставить точку. После шедевра мастера прочие, пусть и очень достойные номера, выглядели сочинениями подмастерьев. 

Перед началом заключительного вечера состоялась церемония вручения памятных медалей и именных грамот петербургским артистам – участникам Культурной олимпиады «Сочи 2014». Фестиваль Dance Open участвовал в этой программе с двумя гала-концертами. Президентских наград удостоились представители Мариинки Анастасия Колегова, Игорь Колб, Данила Корсунцев, Денис Матвиенко и солисты Михайловского театра Ирина Перрен и  Марат Шемиунов.

Ну а затем на сцену вышли старые знакомцы петербургских балетоманов: виртуозы головоломной современной хореографии Эрик Андервуд и Мелисса Хэмилтон, чудо-юноша Даниил Симкин, неистовый Иван Васильев, заводной Раста Томас и царственная Йоланда Корреа, потрясшая публику сомнамбулически  медленными вращениями. Афишу гала также пополнили новые для Петербурга произведения (в частности, поэтичный дуэт из балета «Упоение сиренью» Бориса Чайковского) и имена. Оваций удостоились зависавшая в воздухе кубинская «сенсация» Осиэль Гунео, лихие аргентинские степисты братья Ломбард и Сара Лэмб с Вадимом Мунтагировым. Солисты Королевского балета Великобритании исполнили пронзительный дуэт из «Зимних грез», на которые хореографа Кеннета Макмиллана вдохновил Антон Павлович Чехов.