А ВАЗ и ныне там

Елена ЯНКОВСКАЯ, Тольятти

25.03.2015

Несмотря на провал отечественного рынка, позиции Волжского автозавода на фоне коллег выглядят более чем пристойно. По итогам 2014-го продажи автомобилей Lada просели всего на 15%. Когда GM объявил об уходе из России, в Тольятти лишь пожали плечами: Chevrolet Niva — проект настолько популярный, что дальнейшее производство модели под сомнение американскими партнерами даже не ставится.

Что ждет «АвтоВАЗ» и зависимый от него город в 2015 году? Глава Самарской области Николай Меркушкин обещает комплектовать служебные парки госучреждений только автомобилями концерна. Да и сам руководитель завода Бу Андерссон со всеми топ-менеджерами вот уже полгода передвигаются на «Ладах».

Конечно, эти меры, скорее, можно назвать рекламными. Но и для увеличения продаж основания есть. Ведь россияне, которые намеревались приобрести автомобиль в 2015 году, вынуждены теперь корректировать бюджет и переключаться на российские марки. Кроме того, «АвтоВАЗ» запустил конвейерное производство автомобилей эконом-класса Datsun. Стоимость модели — около 339 000 рублей. А новенькие Lada Vesta и Xray вдобавок будут оснащены мощными двигателями H4. Те же силовые агрегаты будут устанавливаться на продукцию альянса Renault-Nissan, которые собираются в России.

Бу Андерсcон прогнозирует увеличение вазовских продаж на 20% именно благодаря внутреннему рынку. Около 500 млн рублей «АвтоВАЗ» потратит на продвижение бренда Lada. «Эта медийная стратегия направлена на то, чтобы понять и уравновесить запрос клиента. Новые модели Lada должны покорить рынок и дать российскому автопрому свежий виток развития», — заявил источник, близкий к заводу. Помимо этого, концерн планирует наращивать экспорт автомобилей в Казахстан, Африку и Латинскую Америку. За границей в 2015-м намечено реализовать до 100 000 автомобилей Lada. 

С другой стороны, останется в силе антикризисный курс: не оплачивать сверхурочные, расширить дилерскую сеть, сокращать расходы на ремонт. Член совета ветеранов Волжского автозавода Юрий Целиков по этому поводу продолжает сетовать: «Уж слишком жестокая идет оптимизация — нельзя превращать творческий процесс создания новых отечественных машин в простую сборку «иностранцев». Недавно на марафоне по сноукайтингу была презентация новых моделей завода. Дизайн новых Lada все больше похож на Mitsubishi — и не совсем понятно, кто у кого воровал, хотя поговаривают, что дизайн-менеджер «АвтоВАЗа» недавно перешел в компанию Mitsubishi. Недавно на заводе был уволен весь отдел рекламы, а его функции переданы стороннему подрядчику. Но вряд ли ему платят меньше, чем тому же отделу рекламы... Хотя назвать президента «АвтоВАЗа» плохим менеджером язык не поворачивается. Он пришел на завод в кошмарное, тяжелейшее время. Несмотря на некоторую агрессивность его политики, я поддерживаю многие шаги Бу Андерссона. Рабочих больше не сокращают, зарплату выплачивают вовремя».

— Да, GM уходит отовсюду, но не с «АвтоВАЗа» — возвращаемся к главной теме в беседе с одним из менеджеров завода. — Chevrolet Niva стала поистине народной маркой и неплохо раскупается россиянами. Поэтому завод будет работать в штатном режиме. А вот производство предсерийных «Нив» нового образца, к сожалению, остановлено. И дело тут не в политике, как истерят СМИ, а в банальной экономике, точнее, в падении рубля. Ведь как ни хвастайся, но только «Ниву» производят на 100% в России, все остальное — это банальная досборка. В свою очередь, Renault планирует выпустить еще пять новых машин и вряд ли покинет наш рынок — все производственные мощности сосредоточены на территории России. Локализация позволит сдерживать цены и меньше ориентироваться на курс валют. К тому же президент страны публично обещал Renault поддержку и помощь.