Поддайте ГАЗу

Нелла ПРИБУТКОВСКАЯ , Нижний Новгород

25.03.2015

После известного решения GM сборка автомобилей Chevrolet Aveo на Горьковском автозаводе будет продолжаться лишь до конца этого года. Это странно, поскольку и американцы, и «Группа ГАЗ» уже инвестировали в проект 29 млн долларов, а сам контракт рассчитан до 2016-го. Впрочем, в последние месяцы на заводе было тревожно. Уже в конце осени поползли слухи, что производство в Нижнем будет прикрыто, причем не в связи с падением продаж, а по чисто политическим мотивам.

Правда, на ГАЗе тогда эти слухи опровергали и уверяли, что работают с GM в полном соответствии с контрактом. Самое любопытное, что к тому моменту, когда пресса уже вовсю муссировала уход General Motors с российского рынка, на ГАЗ никаких уведомлений с того берега Атлантики не поступало. По крайней мере, так уверяла пресс-служба компании. В правительстве Нижегородской области тоже настаивают, что никаких официальных подтверждений ухода General Motors из региона пока нет, а стало быть, и паниковать не стоит. «Контракт General Motors с «Группой ГАЗ» действует до конца 2016 года, подтверждения отказа от него на данный момент не поступало», — заявил собеседник «Культуры» в областной администрации. 

Впрочем, эксперты полагают, что уход GM не слишком ударит по ГАЗу, поскольку контракт не предусматривал больших объемов производства — всего-то 30 000 штук в год. Шумиха, дескать, имеет чисто политическую подоплеку. Подобным же образом можно характеризовать разговоры о том, что настало время вернуться к старой доброй «Волге», заслужившей славу красивого и престижного, но капризного автомобиля среди нескольких поколений советских граждан. Дело в том, что сейчас на Горьковском заводе производятся Skoda Octavia, Skoda Yeti и Volkswagen Jetta. Их сборка была организована именно на линии Volga Siber, которая простаивала с 2010 года. В свое время ГАЗ приобрел платформу для «Сайбера» у американской компании Chrysler. И уже тогда эксперты откровенно сомневались в том, что новая «Волга» сможет закрепиться на отечественном рынке. Так оно и вышло. Какое-то время проект держался на плаву благодаря областной программе утилизации. Тогда «Волгу Сайбер», цена которой не превышала 500 000 рублей, с учетом субсидий можно было купить со скидкой в 150 000. Но как только программа закончилась, «Сайберы» сняли с производства. С тех пор легендарный автозавод в своем развитии начал делать ставку на обычную сборку. Контракт с Volkswagen заключен до 2019-го.

Не лишне упомянуть, что уже полтора года на заводе ведется и сборка фургонов с микроавтобусами Mercedes-Benz Sprinter Classic. Правда, в минувшем октябре на их производстве была введена четырехдневная рабочая неделя. А недавно стало известно, что на подобный режим перешли и нижегородские линии по сборке Volkswagen и Skoda. Так они будут работать до конца апреля.

Что это, очередной звоночек? Причина — в ощутимом снижении спроса на автомобили данных марок. В прошлом году рынок легких коммерческих автомобилей сократился на 20%, в нынешнем — ситуация продолжает ухудшаться. В «Группе ГАЗ» в феврале вынуждены были сократить 265 человек. 

Скольких работников коснутся сокращения из-за остановки линии Chevrolet Aveo, не разглашается. Однако в правительстве области считают, что серьезный всплеск безработицы региону не грозит: «Всегда одна отрасль экономики чувствует себя лучше, другая — чуть хуже. Этакие экономические качели. В настоящее время несколько предприятий обрабатывающей отрасли планируют увеличивать численность рабочих. Только один «Нижегородский машиностроительный завод» в течение 2015–2016 годов планирует набрать более 3 000 сотрудников. Всего же, по данным Нижегородской ассоциации промышленников и предпринимателей, в регионе требуется порядка 12 000 сотрудников рабочих специальностей».

Ну и наконец, нельзя сбрасывать со счетов возросший экспортный потенциал продукции «Группы ГАЗ». В феврале было заключено оказавшееся весьма кстати соглашение с дилером Peugeot компанией Verano Motors о продаже автомобилей «ГАЗель NEXT» в Сербии, Черногории, Боснии и Герцеговине, Македонии.