Элина Быстрицкая: «Россия и Украина обязательно снова подружатся»

Виктор СОКИРКО

13.11.2014

Народная артистка СССР Элина Быстрицкая стала членом Общественного совета при Министерстве обороны России. «Культура» первой из СМИ поздравила любимую актрису с новым назначением и поинтересовалась ее взглядами на современную армию.

культура: Наверное, это приглашение не стало неожиданностью: ведь у Вас же в подчинении целая армия поклонников...
Быстрицкая: Ну, армия в военном смысле и армия поклонников — это все-таки разные субстанции. А если серьезно, то, действительно, ничего неожиданного в этом предложении не было. Я какое-то время назад встречалась с министром обороны Сергеем Шойгу, мы оговаривали проекты, связанные с культурными программами, в том числе посвященными приближающемуся 70-летию Великой Победы. Тогда Сергей Кужугетович спросил, хочу ли я заниматься чем-то полезным для армии, выступать в качестве эксперта и советника по своей тематике, заниматься, например, культурно-шефской работой и межнациональными отношениями. Участвовать в патриотическом воспитании и сохранении исторического наследия. Конечно же, я не могла отказаться — и как гражданин, и как дочь офицера, и как человек, напрямую прикоснувшийся к той Великой войне.

С Шойгу у нас давние, теплые и дружеские отношения, еще с тех пор, когда он возглавлял МЧС. Мне он нравится и на посту министра обороны — это позитивный человек, умеющий объединять вокруг себя разных людей. В том же Общественном совете присутствуют и артисты, и политики, и журналисты. Кто-то с военным прошлым, кто-то с сугубо мирными профессиями, но всех объединяет забота о нашей армии, о ее моральном, нравственном и духовном состоянии. Надеюсь, что и мне здесь найдется стоящее дело.

культура: Вы уже представляете, чем конкретно будете заниматься? Что планируете привнести в армейскую среду?
Быстрицкая: Ну, уж командовать полками и дивизиями точно не буду! (Смеется.) Для этого в Министерстве обороны есть достойные командиры и военачальники, которые показывали раньше и показывают сейчас всему миру мощь нашей армии. Мы победили в войне, мы сохранили свободу и независимость — все это во многом благодаря армии, которой можно гордиться. Моя миссия гораздо скромнее. Но не хочу сейчас говорить о каких-то планах. Я вообще никогда не говорю об идеях, замыслах — это всего лишь слова, сотрясение воздуха. Да, у меня есть конкретные планы, я проговаривала их и со своими коллегами по Общественному совету, многих из которых очень хорошо знаю, и с командованием Вооруженных сил. Но что-то поведать смогу лишь по конкретным делам, по результатам. Это мой принцип.

культура: Вы родились в Киеве. После войны там же окончили институт театрального искусства. Думаю, Вам небезразлична судьба этого города, Украины в целом и, конечно, Донбасса. Вместе со многими деятелями искусства Вы подписали письмо в поддержку политики президента Путина на юго-востоке Украины.
Быстрицкая: Да, я подписывала письмо, высказывала свое мнение... Вообще, я плохо разбираюсь в политике, но то, что сейчас происходит на Украине, является чудовищной ошибкой. В первую очередь тех, кто разрушает то, что не было построено их собственными руками. Как будто они не находятся на собственной земле. Сейчас юго-восток выглядит, как после той войны — черная разрушенная земля. Украина снова нам показала ужас военных лет. 

культура: Как по-Вашему, мир там возможен? Что для этого нужно сделать? 
Быстрицкая: Не знаю, что можно предпринять сейчас. Наверное, в первую очередь остановить войну. Помочь раненым. Но ни в коем случае не вмешиваться. У нас сильная армия, и ее предназначение — защищать свою страну, что, собственно, армия и делает. И я признательна президенту Владимиру Путину именно за такую политику. А мы, Россия и Украина, еще обязательно снова подружимся.

культура: Среди Ваших многочисленных государственных наград есть две, которые свидетельствуют о фронтовом прошлом, — орден Отечественной войны II степени и медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.»...
Быстрицкая: Когда началась война, мне было всего 13 лет. Благодаря отцу, военному врачу, оказалась в госпитале, окончила курсы медсестер и стала санитаркой. Фронт был рядом — он ощущался грохотом канонады, дребезжанием стекол от разрывов, потоком раненых в окровавленных бинтах, которых привозили с передовой. Мы с госпиталем все время перемещались — и когда армия отступала, и когда началось победное продвижение вперед. И наша помощь раненым была пусть маленьким, но все же вкладом в разгром захватчиков. 70 лет из моих нынешних 86 — это воспоминания о той фронтовой жизни и о той Победе.

Моя биография делится на две жизни — артистическую и военную. И они обе очень важны для меня. Именно военные годы, работа в госпитале сформировали характер, выработали силу воли, целеустремленность. Я просто не мыслю себя без военного прошлого и очень рада, что сейчас смогу принести помощь нашей армии.