Таким «макаром»

Виктор СОКИРКО

21.05.2014

?и, Китае и на Украине. Он и по сей день используется в Российской армии и силовых подразделениях. 22 мая исполняется сто лет со дня рождения его создателя — легендарного конструктора Николая Федоровича Макарова.

У каждой эпохи есть свои оружейные символы. «Наган» и «Максим» — Первая мировая и Гражданская, «Катюша» и «Т-34» — Великая Отечественная, «Калашников» и «Макаров» — послевоенные годы. И хотя в глобальных войнах Россия после 1945-го не участвовала, повоевать «макарычу» пришлось на многих фронтах: Вьетнам, Афганистан, две Чечни и многие другие «горячие точки». Это оружие зарекомендовало себя с лучшей стороны именно своей надежностью и неприхотливостью. Там, где пасовали «Кольты» и «Беретты», «Макаров» продолжал надежно работать — в пыли, в грязи, под дождем и в мороз. Собственно, это и требовалось для нашей армии, когда в 1946 году перед конструкторами была поставлена задача разработать новый пистолет для командного состава советской армии.

Он должен был прийти на смену морально устаревшему ТТ. Объявленный еще в 1938 году конкурс из-за начавшейся войны пришлось перенести на более позднее время. В этом для Николая Макарова обнаружилось своеобразное везение — в 38-м он был еще студентом Тульского механического института. А уже к концу войны в его послужном списке числилась совместная работа с легендарным создателем автомата ППШ Георгием Шпагиным и собственная разработка нового мощного автомата — дипломная работа, признанная успешной даже в Главном артиллерийском управлении. Изобретение, правда, отложили — в войска уже поступал новый пистолет-пулемет Судаева (ППС).

А еще Николаю Федоровичу повезло с... женитьбой. Тульская девушка Надя категорически отказалась переезжать с мужем в Москву, где он работал до окончания войны в кунцевском НИИ СПВА (стрелково-пушечное вооружение авиации). И Макаров переводится в тульское ЦКБ-14, преобразованное позже в Конструкторское бюро приборостроения. В Туле он совместно с конструктором Николаем Афанасьевым активно работал над созданием 23-мм авиационной пушки (позже АМ-23 поступит на вооружение ВВС), но параллельно загорелся и идеей создания нового пистолета. 

У Макарова были очень серьезные конкуренты — такие маститые оружейники, как Токарев (автор того самого ТТ), Симонов, Коровин, Стечкин, Барышев, Воеводин (его пистолет лидировал по оценкам экспертов в 1938 году), Раков, Севрюгин, Лобанов. И все же победил Макаров. В предложенной им конструкции сочетались простота и надежность. Во время испытаний пистолеты опускали в смесь воды и песка, забивали грязью — такие экстремальные условия смог выдержать лишь один пистолет. Он-то и стал тем знаменитым «макаром», который долгие годы простоял на вооружении многих стран. 

В 1949 году на Ижевском механическом была выпущена первая партия пистолетов в 5 тысяч штук, в 1951-м пистолет был принят на вооружение Советской Армией, а с 1952-го началось его массовое производство, продолжавшееся 50 лет. Сейчас в России «Макаров» выпускается лишь как травматическое, газовое и спортивное оружие. Армия перешла на новый пистолет — конструктора Ярыгина, но ПМ еще продолжает оставаться в боевом строю.

Как и любая новинка, ПМ сразу же подвергся критике. Начиная с того, что, мол, это копия немецкого «Вальтера ПП», чертежи которого наши разведчики нашли в столах немецкого завода в городе Целла-Мелис в 1945 году. Но никто особо и не скрывал, что поскольку «Вальтер ПП» был на тот момент самым удачным в мире пистолетом с самовзводным ударно-спусковым механизмом, перед советскими конструкторами ставилась задача воспроизвести нечто подобное, причем под определенный патрон — 9х18мм. Николай Макаров, как и другие, использовал лишь общеизвестный принцип работы, но привнес в него свои оригинальные идеи. Главное — сделал его значительно проще. Немецкий пистолет состоял из 50 деталей, а ПМ — всего из 29. Были и другие новинки-изобретения, которых не имелось не только у «Вальтера», но и у любого другого массово производимого в то время пистолета. Например, затвор ПМ после израсходования патронов останавливался в открытом положении, показывая, что нужно пополнить обойму. Как только магазин вставлялся в пистолет, затвор автоматически запирался и, дослав патрон в ствол, вставал в боевое положение. Кроме того, стрельба из «Макарова» начинается простым нажатием указательного пальца на спусковую скобу — без предварительного взвода курка. Все это давало в бою экономию драгоценных секунд и спасло не одну жизнь.

При том, что все отмечали надежность и простоту ПМ (эти же качества, к слову, были присущи и автомату Калашникова), отзывы о его меткости расходились до диаметрально противоположных. Критики зло острили, что новый пистолет годится лишь на то, чтобы застрелиться — мол, попасть в противника практически невозможно. Впрочем, пистолет-то и создавался именно для ближнего боя, с мощным останавливающим эффектом пули. Для того же, чтобы ходить в атаку, есть автоматы или пистолеты с более длинным стволом. И вместе с тем полно офицеров, как говорится, «сто из ста» попадают из своего табельного ПМ в грудную мишень с 25 метров. 

— Макаров — хороший пистолет, но он требует и хорошей тренированной руки, — рассказал «Культуре» мастер спорта по офицерскому многоборью (в него входит и стрельба из пистолета) полковник запаса Александр Ямпольский. — К нему нужно привыкнуть, притереться, чтобы пистолет стал продолжением твоей руки. И — регулярные тренировки, когда отстреливаешь за день по сотне патронов. У нас на соревнованиях было три пробных выстрела и потом десять контрольных, которые уже кладешь в «яблочко». За каждым был закреплен свой пистолет. Однажды, во время каких-то учений, пришлось стрелять из чужого ПМ — к своему стыду, я показал очень низкий результат. Вот тогда понял, насколько это индивидуальное оружие.

— Без «Макарова» офицера и представить нельзя, — рассказывает полковник Николай Никульников, в прошлом командовавший Ульяновской бригадой ВДВ. — Недаром он называется личным оружием и записывается в удостоверение личности. Сейчас в армии существует немало стрелкового оружия, различные типы пистолетов, особенно в спецназе и, казалось бы, есть возможность выбирать, но многие разведчики при выполнении определенных боевых операций отдают предпочтение «Макарову». И в Афганистане, и в Чечне мы активно использовали модификацию ПМ — ПБ, бесшумный пистолет с глушителем. И, как мне кажется, «Макарова» хоть и сняли с производства, но на вооружении он останется. Его износоустойчивости можно позавидовать, особенно это относится к тем экземплярам, которые производились в советское время — из более прочной стали.

Пользовались «Макаровым» и в космосе. Все первые космические корабли имели его в своей аварийной укладке, так что ПМ стал первым в мире стрелковым оружием, которое побывало в космосе. В марте 1965-го космонавты Павел Беляев и Алексей Леонов совершили аварийную посадку в глухой тайге. Их поиски продолжались двое суток, и лишь по выстрелам из «Макарова» поисковая группа смогла определить местонахождение космонавтов.


А еще — консервы

Николай Макаров известен во всем мире именно благодаря своему пистолету, однако его авторству принадлежат и многие другие изобретения. Помимо скорострельной авиационной пушки, он занимался конструированием ракетных противотанковых комплексов. В 1970-м году был принят на вооружение «Фагот», а спустя четыре года комплекс «Конкурс», которые на тот день считались лучшими в мире и не имели аналогов.

А вот самое ценное изобретение, по мнению супруги Надежды, Николай Федорович сделал лично для нее в начале шестидесятых. Он придумал... конструкцию для герметизации стеклянных банок путем прижимания крышки пружинной скобой. А позднее изобрел и машинку для закатывания консервов.


«Макаров» нужен? 

Пистолет «Макаров» стал главным героем одноименного фильма режиссера Владимира Хотиненко (1993). «Макаров» нужен?» — спрашивает на темной улице какой-то мутный искуситель талантливого поэта Александра Сергеевича Макарова, замечательно сыгранного тогда еще молодым Сергеем Маковецким. 

На черта, скажите, ему пистолет?! А с другой стороны — как удержаться от искушения, когда вот и деньги есть, премию от мецената получил, считай, с неба упали. 

Они становятся даже не друзьями — одним целым. «Макаров»-пистолет, как представляется Макарову-поэту, легко позволит решать текущие проблемы. Но это впечатление обманчиво. Поняв ошибку, поэт хочет избавиться от пистолета, но «Макаров» мистическим образом снова и снова находит своего хозяина... 

Что отвечать, если подойдут и спросят: «Макаров» нужен?» Жесток тот, кто скажет «да». Беспечен, кто скажет «нет»