10.09.2015
Это было во время очередной командировки на Северный Кавказ. Февраль 2000 года, незаконные вооруженные формирования второй раз выбиты из Грозного. Боевые действия шли вяло. Знакомый офицер в Ханкале предложил: «Поедем к железнодорожникам. У них в бронепоезде столовая — что столичный ресторан». Не обманул. Впрочем, рассказ о другом.
Современный наследник основного средства передвижения товарищей Троцкого и Сталина выглядел не менее грозно, чем его предшественники. Изрезанный щелями-бойницами основной броневагон, бронеплощадка с задранными вверх стволами легких зенитных установок. Тепловозы обшиты стальными листами. Два плацкартных вагона с броней 30 мм для личного состава, две платформы с балластом спереди и позади состава — чтобы подрывать заложенные на пути мины и фугасы. Для защиты от пуль — мешки с песком, шпалы, танковые траки, прочий металлолом. На платформах — танк и БМП. Весь поезд увешан глушилками — чтобы быть «незаметным» для радиоуправляемых мин. Вагончик-каптерка для хранения обмундирования. Остальное пространство отдано под ремкомплект. Одного хватало для восстановления 150 м пути.
Всего бронепоездов (официально они именовались «спецпоездами», СП) в Чечне было четыре — «Дон», «Амур», «Терек», «Байкал». В их задачи входило сопровождение при перевозке подразделений и грузов, а также инженерная разведка. В 2009 году их вывели из республики и поставили на консервацию в Ставропольском крае...
Первые бронепоезда появились почти одновременно с первой железной дорогой — еще в позапрошлом веке. В России проявили себя во время Гражданской. Их было тогда 120–150 — по обе стороны фронта. В Добровольческой армии, например, сражался бронепоезд «Единая Россия». Воевали и в Великую Отечественную. Яркий факт из истории тех времен — дуэль бронепоездов «Илья Муромец» и «Адольф Гитлер». Одолел советский богатырь. Однако танки и авиация практически вытеснили бронепоезда. До 1953 года они еще несли службу на Западной Украине — патрулировали железнодорожные магистрали от нападений бандеровских отрядов. Но к концу пятидесятых на вооружении не осталось ни одного.
В 1970-х раздоры с Китаем заставили вспомнить забытое оружие. Вдоль границы, обороняя Транссибирскую магистраль, курсировали пять составов. На платформах стояли танки и бронетранспортеры, в бронированных коробах сидели мотострелки. Отношения с восточным соседом вошли в норму, бронепоезда вновь вывели в резерв и вспомнили о них только в начале 1990 года: задействовали при подавлении волнений в Баку, охране узловых станций, сопровождении составов с войсками и грузами. В зону конфликта в Нагорном Карабахе два бронепоезда поступили уже переданными от Минобороны во Внутренние войска.
Спустя два года по просьбе руководства Абхазии расчет спецпоезда «Терек» восстанавливал железнодорожное сообщение между Сухумом и Очамчирой — со стороны грузинских спецслужб можно было ожидать диверсий и провокаций. Работа осложнялась тем, что между шпалами успели прорасти деревья и кусты, рельсы разъезжались под колесами...
К 2011 году на вооружении остались только бронепоезда-артефакты — «Байкал» и «Амур». Отметины от пуль и осколков на стенах вагонов и бортах платформ красноречиво свидетельствовали о боевом прошлом. Их планировалось снять с вооружения, что и было позже сделано. Однако министр обороны России Сергей Шойгу, который во время контртеррористической операции на Северном Кавказе возглавлял МЧС, еще тогда отмечал работу бронепоездов как полезную и перспективную. Это и решило их судьбу. Сегодня, насколько можно судить по высказываниям военных, БП сохранены для сопровождения составов со строительными и военными грузами, прикрытия инженерных и саперных частей, быстрого восстановления рельсового полотна. Они могут быть чрезвычайно эффективны в локальных асимметричных и гибридных войнах — против банд террористов, для обеспечения безопасности железных дорог, для поддержки саперов и вывоза раненых.
Как известно, опыт постройки и применения бронепоездов в свое время пригодился при создании БЖРК — боевых железнодорожных ракетных комплексов «Молодец» с ракетами РС-22 (SS-24 «Скальпель»). Ракетный поезд с виду представлял собой состав рефрижераторов. Только приглядевшись, можно было обнаружить, что «рефрижераторы» были метра на полтора длиннее обычных.
«Молодцы» сняты с вооружения в 2005-м. Но с прошлого года идут разработки нового БЖРК — «Баргузин». На нем разместят шесть ракет типа «Тополь-М», «Ярс» и «Рубеж». На рельсы он встанет в 2020 году. Вполне возможно, Шойгу, держа в уме совершенствование диверсионных средств предполагаемого противника, задумал усилить охранение новых БЖРК с помощью бронепоездов. Поставят на них реактивные системы залпового огня (РСЗО), оперативно-тактические комплексы «Искандер», гаубицу «Мста», усилят противодиверсионные группы, замаскируют, и ищи ветра в поле.
Кстати, и тащить такие поезда есть кому. В стратегическом резерве на случай ядерной войны у Российской армии есть… паровозы. Не все переплавили на иголки. Достоинство паровоза в том, что он может работать автономно — при наличии воды и топлива (угля, дров, солярки, мазута). У тепловозов и электровозов органы управления могут быть уничтожены воздействием электромагнитного импульса — одного из факторов ядерного удара. Паровоз же для такого воздействия неуязвим — у него нет электроприборов и электрических цепей.