25 мая 1979 года

Сергей ГРОМОВ

24.05.2019

40 лет назад в предпоследнем весеннем номере «Советской культуры» (от 25.05.1979) вышло несколько материалов, свидетельствующих о том, как осуществлялась в «годы застоя» обратная связь. Писем в газету приходило много, и реагировали на них не только сотрудники редакции. Известный детский писатель Сергей Баруздин взялся ответить на «крик души» студентки из Куйбышева. Наталья Ершова оказалась на грани отчаяния оттого, что ее добрые поступки встречаются согражданами с неприязнью: как-то раз увидела лежавшего в кустах пожилого мужчину, задержалась подле него, попросила вызвать скорую, а когда приехали медики, выяснилось, что пациент всего-навсего нетрезв, и на девушку посыпались со всех сторон упреки и злые насмешки; или приютила во дворе общежития попавшую под колеса машины собаку и вновь получила на свою голову массу проблем...

Наталья обратилась с вопросами, смысл которых сводится к хрестоматийному: «Что делать?» В ответ Баруздин написал большую душевную статью, где, в сущности, рекомендовал смотреть в будущее с оптимизмом.

Интервью с едва ли не самым популярным на тот момент актером Андреем Мироновым тоже стало своеобразным откликом на письма и телеграммы читателей в адрес артиста. Причем очень часто приходила такая корреспонденция именно в «Советскую культуру». Андрей Александрович выразил признательность за внимание, поделился творческими планами, попытался опровергнуть стереотип, согласно которому он — «баловень судьбы», с упоением танцующий на палубе под восторженный хохот публики».

У 38-летнего Миронова, если судить по этой беседе, появились тогда иные приоритеты: «Мне же хочется, чтобы люди размышляли, страдали, негодовали и любили вместе со мной, когда я играю Чацкого, Дон Жуана, Фарятьева или Леню Шиндина в спектакле «Мы, нижеподписавшиеся».

Сегодня, в 2019-м, пожалуй, актуальнее всего концовка того интервью: «Театр существует тысячелетия и будет существовать, хочет этого кто-то или нет. И мы, актеры, всегда будем гордиться своей к нему принадлежностью».