26.04.2019
60 лет назад, 25 апреля 1959-го, «Советская культура» опубликовала статью с многообещающим заголовком «Рождение нового жанра», где рассказывалось об успехе фильма-оперы «Евгений Онегин», созданного режиссером Романом Тихомировым на студии «Ленфильм».
«В самом деле, — уверяет автор, музыковед Александр Медведев, — художественная ценность этой удивительно чистой, поэтичной картины безмерно возрастает, когда думаешь о ее популяризаторском назначении. Особенно сейчас, когда аудитории народных университетов культуры заполняют сотни тысяч людей, жаждущих познать искусство. И вот кино открывает им двери в мир музыки. В форме новой, своеобразной, однако ни в чем не попирающей оригинал, до зрителей бережно донесена неизбывная лирическая сила оперы Чайковского».
«Евгений Онегин» был не первым советским фильмом-оперой. До него в кинотеатрах страны шли такие музыкальные картины, как «Черевички» (1944), «Алеко» (1953), «Борис Годунов» (1954). Почему же в заглавии статьи провозглашено, что родился ни много ни мало новый жанр? Медведев отвечает на этот вопрос так: «...удач больших и полных в этом направлении еще не было достигнуто. Обычно это был досадный компромисс между театром и кино, смешение, «разноголосица» качественно отличных выразительных средств».
Впрочем, музыковед отметил и «отдельные просчеты режиссера», выразил сожаление по поводу некоторых купюр, фрагментов, по каким-то причинам не вошедших в картину.
Завершается публикация «СК», конечно же, оптимистически: «Евгений Онегин — важное завоевание кинематографа на пути к освоению богатств отечественной и мировой оперной классики. Какие заманчивые дали открываются!..»
На Всесоюзном кинофестивале (проходил в Киеве) исполнительница роли Татьяны Ариадна Шенгелая получила в 1959 году первую премию. Примечательно, что пение главной героини «дублировала» уже весьма известная к тому моменту Галина Вишневская.