6 апреля 1954 года

Сергей ГРОМОВ

05.04.2019

65 лет назад, 6 апреля 1954-го, номер «Советской культуры» вышел с анонсом гастролей в Москве и Ленинграде парижского театра «Комеди Франсез». Наше издание посвятило этому неординарному событию большой материал, подготовленный известным театроведом, профессором Стефаном Мокульским.

«Театр Французской Комедии привозит с собой три классических спектакля, — информирует автор, — два комедийных («Тартюф» и «Мещанин во дворянстве» Мольера) и один трагедийный («Сид» Корнеля). Вместе с «Сидом» будет показана инсценировка повести талантливого писателя-реалиста Жюля Ренара «Рыжик»...»

Статью Мокульского его современники, поклонники искусства сцены, наверняка сочли безупречной. В ней довольно подробно рассказывается и о богатой истории, и об особенностях традиционной эстетики — а равно репертуарных предпочтений, социокультурного бэкграунда — «Комеди Франсез», и о том, что представлялось актуальным в этой области в послевоенные годы. Даже об «организационно-правовой форме» театра-гастролера поведал читателям советский культуролог: «...директор сам назначает из числа сосьетеров «комитет управления» — консультационный орган по всем вопросам управления театром. Наряду с сосьетерами (членами театрального товарищества. — «Культура»)... имеется большая группа вольнонаемных актеров, называемых «пенсионерами». Они имеют меньше прав, чем сосьетеры, но не имеют обязанностей последних... В настоящее время в «Комеди Франсез»... 29 сосьетеров и 47 пенсионеров».

Гастроли, как нетрудно догадаться, прошли с успехом. Французы в «теплой, дружеской обстановке» встречались с советскими коллегами и зрителями, гуляли по Москве и Ленинграду, раздавали интервью, признавались в любви к Чехову и Тургеневу, смотрели в Большом балет Сергея Прокофьева. Один из постановщиков и ведущих исполнителей Жан Мейер в беседе с корреспондентом «СК» (в номере уже за 8 апреля), в частности, сказал: «Я не стану говорить о хореографической стороне «Золушки» — она выше всяких похвал. Для меня, как режиссера, большой интерес представляло постановочное решение спектакля. И оно на очень высоком уровне. Огромное впечатление оставляют декорации, сочетание красок и игра света. Незабываемое впечатление!»