Смотри, читай, слушай

02.01.2017

БАЛЕТ И ОПЕРА

Балетным эпиграфом к году станет «Щелкунчик» — по традиции в дни новогодних каникул эту мудрую сказку представят все театры. В Большом его показами стартует двухмесячный фестиваль балетов Юрия Григоровича в честь 90-летия великого хореографа. Он же возглавит жюри XIII  Московского международного конкурса артистов балета и хореографов, намеченного на июнь 2017-го — смотр пройдет на сцене Большого театра.

В феврале ГАБТ покажет премьеру оперы Мечислава Вайнберга «Идиот», которая станет кульминацией грандиозного проекта, посвященного творчеству талантливого композитора. Екатеринбургский театр привезет в Москву свою новую работу — оперу «Пассажирка», прозвучит камерная музыка Вайнберга и состоится научная конференция, где откроются многие неизвестные факты. Событием обещает стать «Снегурочка» Римского-Корсакова, над нею трудятся режиссер Александр Титель и маэстро Туган Сохиев. Балет Большого весной пригласит на первый показ одноактных спектаклей: классических «Этюдов» Харальда Ландера и российскую премьеру «Клетки» Джерома Роббинса. Самой интригующей новинкой представляется балет «Нуреев», музыку сочиняет Илья Демуцкий, постановку осуществят режиссер Кирилл Серебренников и хореограф Юрий Посохов.

Пристальное внимание балетоманов обращено к Музтеатру имени Станиславского и Немировича-Данченко. Приход нового руководителя — Антона Гетьмана, экс-заместителя гендиректора Большого, повлек неожиданное назначение. Балет Музтеатра возглавил Лоран Илер — замечательный танцовщик, экс-этуаль Парижской оперы. Он приступает к должности в январе и в каком направлении развернет искания коллектива, пока неясно. Однако проект «Точка пересечения», где со своими работами знакомят публику молодые хореографы, сохранится. Оперные планы впечатляют. Театр продолжит диалог с музыкой ХХ века. Две одноактовки поставит Римас Туминас. Вахтанговского режиссера волнуют тайные страсти и бескомпромиссность античных героев, и потому велико предвкушение от встреч с его трактовками оперы «Замок герцога Синяя Борода» Белы Бартока и оратории Игоря Стравинского «Царь Эдип».

Мариинский театр запланировал обширную оперную программу премьер. «Саломея» Рихарда Штрауса и моноопера Леонида Клиничева «Зинаида» о судьбе дамы Серебряного века Зинаиды Гиппиус; спектакли для самых маленьких — «Про глупого мышонка» на музыку Дмитрия Шостаковича, «Мойдодыр» Юрия Левитина, «Маленький трубочист» Бенджамина Бриттена. Зрителей ждет встреча с «Записками сумасшедшего» Юрия Буцко и мировой премьерой оперы Бориса Грабовского «Горе от ума». И это далеко не полный перечень новинок от Мариинки.

В «Геликоне» тоже появится грибоедовский герой, но он будет немного похож на Чаадаева. Оперу «Чаадский» написал композитор Александр Маноцков по заказу продюсера Павла Каплевича. Сценической площадкой для спектакля станет зал «Стравинский».

Михайловский театр готовит «Свадьбу Фигаро» Моцарта. Режиссер Вячеслав Стародубцев решил поместить героев в обстановку богатого дома, где модное увлечение «китайскими штучками» влияет не только на интерьеры, но и на правила жизни. В балетной афише появится спектакль от премьера Ивана Васильева, активно осваивающего балетмейстерское дело. О чем он — пока тайна, называется — «Любовь есть везде».

Новый руководитель балетной труппы Детского музыкального театра имени Наталии Сац Кирилл Симонов поставит балет «Маскарад» на музыку Арама Хачатуряна. Спектакль вступает в разговор со знаменитым творением Мейерхольда-Головина, осуществленным ровно век назад. Худрука театра Георгия Исаакяна, как всегда, тянет к неизведанному и сложному: на сей раз он обратил внимание на авангардную камерную оперу Владимира Мартынова «Упражнения и танцы Гвидо» на григорианский кантус. И хотя опера написана два десятилетия назад, она еще не знала театральных подмостков.

Камерный музыкальный театр имени Бориса Покровского поздравит женщин 8 марта Моцартом — над оперой-сериа «Милосердие Тита» работают дирижер Игнат Солженицын и режиссер Михаил Кисляров. Сам руководитель театра Геннадий Рождественский обратился к комической опере Россини «Турок в Италии» и опусу современного финского композитора Калеви Ахо «Фрида и Диего» — о запутанных взаимоотношениях двух выдающихся художников Фриды Кало и Диего Риверы.

В Екатеринбургском театре оперы и балета чешская команда колдует над «Русалкой» Дворжака. Оперу «Свадьба» современного сербского композитора Аны Соколович ставит в Перми создатель ленинградского театра DEREVO Антон Адасинский. Свою трактовку «Бала-маскарада» Джузеппе Верди Новосибирская опера представляет как триллер с жестоким предательством, роковыми пророчествами и страшной смертью от руки друга на пышном празднике. Известный современный хореограф Эдвард Клюг приглашает в таинственный мир ибсеновского мечтателя. В балете «Пер Гюнт» на музыку Эдварда Грига гость попробует выстроить баланс между психологической вязью, театром абсурда и сюрреализмом.

ДРАМА

Малый театр встречает Новый год переездом в бережно отреставрированный «дом Островского». Первой премьерой на легендарной сцене будет «Король Лир» в постановке Антона Яковлева. Худрук театра Юрий Соломин работает над гоголевской «Женитьбой». 

Театр имени Евгения Вахтангова расширяет свои владения на Арбате. После летнего отдыха Симоновский филиал встретит зрителей. Новую сцену посетят итальянцы со знаменитой «Пляской смерти» Стриндберга в трактовке известного режиссера и любимого актера Антониони Лука Ронкони. На подмостках Первой Студии вахтанговцы продолжат проект «Молодые — молодым!». Режиссер спектакля «Чужая жена и муж под кроватью» Екатерина Зонненштраль обратилась к легкому дыханию и иронии ранних рассказов Достоевского.

Санкт-Петербургский театр комедии им. Акимова тоже нацелен на открытие новой драматургии и новых режиссерских имен. «Где зарыта собака» по пьесе Алексея Слаповского впервые появится на российских подмостках. Постановка Сергея Пускепалиса расскажет трогательную историю о случайной встрече двух немолодых людей. Бенефисом Ирины Мазуркевич станут «Относительные ценности» британского комедиографа Ноэла Кауарда. Пьесу «Ширли Валентайн» про отчаянную женщину, решившую познать самое себя, еще одного британца, Уилли Рассела, открывает зрителям польский режиссер Анджей Бубень.

Спектаклем этого же постановщика встречает Новый год «Современник», в главной роли загадочной «Дамы» (в основе — абсурдистская комедия Тадеуша Ружевича) — Марина Неёлова, отмечающая юбилей. Вышел на финишную прямую режиссер Сергей Газаров в подготовке премьеры «Амстердам» по новой пьесе Александра Галина. Театралы с нетерпением ожидают встречи с Валентином Гафтом в спектакле «Пока существует пространство». Вновь вернется в театр своих первых триумфов режиссер Валерий Фокин, осенью он представит бравого солдата Швейка из эпопеи Ярослава Гашека.

На Новой сцене руководимой Фокиным Александринки растопят «Баню». Режиссер Николай Рощин обратился к одноименной пьесе Владимира Маяковского, добавив к ней фрагменты других произведений классика. В год столетия двух революций на основной сцене разыграют драматические события русской истории, запечатленные в «Оптимистической трагедии». Пьесу Всеволода Вишневского ставит Виктор Рыжаков.

«Студия театрального искусства», похоже, переживает нелегкие времена: уже не частный театр и еще не федеральный — о новом государственном статусе давно объявило министерское руководство. Кажется, коллективу, оказавшемуся между небом и землей, близки фантасмагории Булгакова с нехорошей квартирой, полетами, мистическими превращениями. Над инсценировкой «Мастера и Маргариты» трудится Сергей Женовач — худрук СТИ. Имена исполнителей главных ролей не раскрываются, что еще больше подогревает интерес к этой работе.

Миндаугас Карбаускис вновь погрузился в тексты Марюса Ивашкявичюса: спектакль «Изгнание», поднимающий актуальные проблемы потери родины, ксенофобии и терроризма, пропишется в Филиале Театра имени Маяковского на Сретенке. Основная сцена примет «Бешеные деньги» Александра Островского — Анатолий Шульев поставит спектакль специально для Светланы Немоляевой, которой в апреле исполнится 80 лет.

Юбилею ее ровесницы Анны Антоненко-Лукониной Театр на Малой Бронной посвятил премьеру трагикомедии «Деревья умирают стоя» по пьесе Алехандро Касона в постановке Юрия Иоффе. 

Две премьеры Театра имени Пушкина тоже связаны со славными датами. Бенефисную роль актрисы, желающей мир вокруг превратить в яркое лицедейство, в спектакле «Апельсины & лимоны» по пьесе Кауарда «Сенная лихорадка» готовит Вера Алентова. Для легендарной примы ставит худрук Евгений Писарев. В середине мая эстафета юбилейных постановок перейдет к Игорю Бочкину. С Еленой Яковлевой они покажут премьеру спектакля по пьесе Рэя Куни в постановке Романа Самгина.  

И, конечно, зрители ожидают давно объявленного театром Et Cetera «Ревизора» в интерпретации Роберта Стуруа с возрастным перевертышем: Александр Калягин предстанет Хлестаковым, в роли Городничего будет резонерствовать приглашенный из «Ленкома» Александр Лазарев.

КИНО

2017-й обещает зрителям парад-алле фантастических премьер. Через месяц после похождений «Викинга» начнется нашествие инопланетян — «Притяжение» Федора Бондарчука. Поклонники художественного кино уже 19 января увидят «Рай» Андрея Кончаловского, многообещающими артхаусными дебютами станут «Жги!» Кирилла Плетнева, «Разбуди меня» Гийома Проценко и «Лавстори» Петра Тодоровского. Не забыты и любители легкого жанра: на вахту взамен временно эмигрировавшего на телевидение юмориста Жоры Крыжовникова заступил Роман Каримов. В феврале он представит народную комедию про развод «Гуляй, Вася», а осенью балладу о супружеской измене «Днюха». Старт анимационным премьерам даст «Урфин Джюс и его деревянные солдаты», затем нас ждут встречи с «Садко», «Бабой-Ягой», «Букой» и «Моим суперпапой».

В конце февраля в бой ринутся «Защитники» Сарика Андреасяна и «Вурдалаки» Сергея Гинзбурга, мобилизовавшего на борьбу с готической нечистью Алексея Константиновича Толстого Константина Крюкова и Михаила Пореченкова. 

Весеннее небо покорится пионерам космонавтики. Шестого апреля выходит на орбиту фильм-катастрофа Клима Шипенко «Салют-7», неделю спустя наступит «Время первых» Дмитрия Киселева. Затем удачу попытает «Легенда о Коловрате» дебютанта Ивана Шурховецкого и фэнтези Артема Аксененко «Затмение». Май украсит «Анна Каренина. История Вронского» Карена Шахназарова и балетная мелодрама Валерия Тодоровского «Большой». 

Вероятно, в худших традициях уходящего года лето мы вновь уступим американцам. Правда, пока не определены даты стартов спортивной драмы «Движение вверх» Мегердичева («Студия ТРИТЭ Никиты Михалкова»), «В кейптаунском порту» Велединского, «Селфи» Хомерики, «Белой сирени» Кончаловского, «Невечерней» Хуциева, «Черновика» Мокрицкого, «Невского пятачка» Тюрина, «Нелюбви» Звягинцева, «Льва Яшина. Вратаря моей мечты» Волошина...

Осенью выйдет «Матильда» Алексея Учителя, фантастическая комедия Александра Андрющенко «Напарник», авантюрно-фантастический триллер Александра Богуславского «За гранью». А под занавес 2017-го зрителей порадует воскрешение «Вия» — «Путешествие в Китай: Тайны Железной маски» Олега Степченко. 

ВЫСТАВКИ

ГМИИ им. А.С. Пушкина в январе покажет Гойю и Дали: зрители смогут сравнить их графические циклы «Капричос». Летом представят прекрасных венецианцев — Веронезе, Тициана и Тинторетто — из собраний итальянских и российских музеев. В середине октября ожидается десант из знаменитой венской Галереи Альбертина: рисунки Густава Климта и Эгона Шилле. А в ноябре откроется ретроспектива Хаима Сутина.

Не менее грандиозные планы у Государственной Третьяковской галереи. Февраль порадует публику шедеврами византийского искусства XII–XV веков из Греции. А также культурологическим проектом «Оттепель», включающим не только изобразительное искусство, но и самые разные артефакты — от предметов быта до образцов дизайна. В апреле грядет настоящий хит — ретроспектива Зинаиды Серебряковой: наиболее полный показ работ за последние 30 лет. Тогда же обещают еще одну сенсацию: первую масштабную выставку в России Джорджо де Кирико. Сентябрь ознаменуется тремя экспозициями, посвященными столетию революционного 1917-го. Наконец, в ноябре зрителям представят работы Эль Лисицкого.

Государственный Эрмитаж подготовил сюрприз поклонникам сериала «Секс в большом городе»: накануне майских праздников здесь стартует проект, посвященный культовому дизайнеру обуви Маноло Бланику. В июне ждут в гости фанатов Древнего Египта и царицы Нефертари: экспонаты специально привезут из Турина. Государственный Русский музей запланировал на апрель ретроспективу баталиста Василия Верещагина. Тогда же зрителям предложат экспозицию, рассказывающую о художнике-символисте Викторе Борисове-Мусатове и мастерах «Голубой розы». Летом в Мраморном дворце покажут работы пейзажиста Аркадия Рылова. А в середине декабря познакомят публику с «пленниками Вечного города» — академистом Генрихом Семирадским и другими русскими  художниками, представителями римской колонии второй половины XIX века.

Музеи Московского Кремля анонсировали весенний показ драгоценностей и священных реликвий эпохи правления Людовика IX Святого (1214–1270). Среди экспонатов — витражи парижской Сент-Шапель. В июле зрители увидят уникальные кимоно, а также произведения из металла и керамики эпохи Мэйдзи. А в декабре — сокровища некогда могущественной Португальской империи.

Мультимедиа Арт Музей в апреле откроет выставку работ классика советской фотографии Евгения Халдея. В сентябре здесь покажут уже французского мэтра — Анри Картье-Брессона. В декабре эстеты смогут насладиться венгерским фотоавангардом. Тем, кому этого окажется мало, советуем заглянуть в Московский музей современного искусства: в мае сюда привезут фотографии, чертежи и макеты легендарного архитектора Антонио Гауди.

ЛИТЕРАТУРА

Хотя книжный рынок трудно прогнозировать — что «выстрелит», а что останется незамеченным, несмотря на топовое имя и рекламу, — блогеры и критики уже гадают на фаворитов. Дэн Браун в сентябре опубликует  «Происхождение» с участием профессора Лэнгдона, а Давид Лагеркранц готовит продолжение «Миллениума» — очередное дело девушки с татуировкой дракона. От Джорджа Мартина поклонники фэнтези с нетерпением ждут новинок из серии «Песнь льда и пламени», по которой снималась «Игра престолов». Но это, конечно же, о премьерах, ориентированных на массовый спрос. В расчете на более взыскательных читателей уже в январе издательство «АСТ» представит нового Захара Прилепина — сборник «Взвод. Офицеры и ополченцы русской литературы» рассказывает о самых знаменитых отечественных военных, мастерах слова: поручик Гаврила Державин, адмирал Александр Шишков, генерал-лейтенант Денис Давыдов, полковник Федор Глинка, штабс-капитан Константин Батюшков, корнет Петр Вяземский, ротмистр Петр Чаадаев. А «Молодая гвардия» продолжает немного забавную традицию, начало ей положено совсем недавно: в серии «ЖЗЛ» выходит очередная биография живого классика, на этот раз Эдуарда Лимонова, написанная Андреем Балканским. 

Кроме того, в 2017 году немало ярких памятных дат: в апреле исполнится 80 лет со дня рождения Беллы Ахмадулиной, в мае — 140 лет Максимилиану Волошину, в августе — 80 лет со дня рождения Александра Вампилова, а в сентябре большой литературный юбилей — 200-летие поэта, прозаика и драматурга Алексея Константиновича Толстого. В октябре — 125 лет со дня рождения Марины Цветаевой, а в ноябре 130-летие Самуила Маршака. 

ШОУ-БИЗНЕС

Уже в феврале на нескольких столичных сценах пройдет ряд знаковых «датских» мероприятий. Юбилеи отметят Николай Расторгуев (23–24-го числа в «Крокус Сити Холле») и Максим Леонидов (19-го под сводами Vegas City Hall). На площадке клуба Yotaspace 18 и 19 февраля стеб-поп-коллектив «Дюна» отпразднует тридцатилетие, а группа «ПилОт», выйдя на арену Stadium Live, напомнит, что ей стукнул ни много ни мало «Двадцатничек». Питерские рокеры ждут поклонников 18-го. Увенчается февральское нашествие концертом флагманов свердловского рока «Чайф»: 25-го музыканты предложат программу, ставшую за последние годы традиционной, — «Зимнюю акустику». 

Первый весенний месяц подарит меломанам как минимум четыре крупных действа: группы «Машина времени» и «Сплин» продолжат обкатывать выпущенные в 2016-м альбомы — «ВЫ» и «Ключ к шифру». Выступления состоятся в «Крокусе» с разницей в неделю, 10 и 17 марта. На этой же сцене 11-го числа большой сольный концерт даст Леонид Агутин. А 17-го в Театре Эстрады пройдет юбилейный творческий вечер Вячеслава Бутусова.

Помимо этого, поклонникам качественной поп- и рок-музыки будут представлены несколько «арий зарубежных гостей». В феврале в Россию пожалует скрипачка-виртуозка Ванесса Мэй, в марте — не нуждающаяся в рекомендациях Мирей Матье и саксофонистка Кэнди Далфер, в апреле — нестареющий Шарль Азнавур, на май запланированы визиты корифеев американской хард-рок-школы — Kiss и Aerosmith. Также по ходу 2017-го ожидаются гастроли System Of A Down, Мэрилина Мэнсона, Франсиса Гойи, Робби Уильямса. Однако главная интрига, представляющая для нашего олд-скульного рок-болельщика, пожалуй, наивысший интерес, связана с Deep Purple. Любимая западная группа советских меломанов вот-вот выпустит юбилейный, двадцатый по счету студийный альбом и отправится с ним в прощальный тур. Пластинка, получившая название «Infinite», уже записана — дата релиза намечена на 7 апреля. Прозвучавший пару недель назад в эфире сингл «Time For Bedlam», предваряющий выход диска, производит сильное впечатление. Если и весь альбом окажется под стать синглу, «темно-лиловым» удастся завершить карьеру на высочайшей ноте.