«Буря»

19.12.2014

Анна ЧУЖКОВА

1609 год. Англия продолжает осваивать американское побережье. Виргинией интересуется не только правительство, но и предприниматели: неизведанная земля сулит богатство и славу. 

В Новый Свет дерзает отправиться очередная эскадра во главе с большим кораблем «Морская авантюра». Как судно назовешь, так оно и поплывет. И флагман нашел приключения на свою корму. Три дня с ним забавлялся шторм, отчаявшиеся люди готовились к смерти, но в решающий момент капитан при свете звезд увидел землю — берега ужасных Бермудских островов, «которые у всех народов слыли зачарованными, населенными дьяволами и ведьмами, так как около них вечно гремел гром, сверкали молнии и бушевали ужаснейшие бури». Команда спаслась на необитаемом острове, где по ночам были слышны завывания и крики демонов. А через год описание приключений было опубликовано и лежало на письменном столе Шекспира. 

Бермудская катастрофа навеяла барду сюжет о волшебной Аркадии. Считается, что «Буря» — одна из всего лишь трех пьес, придуманных гением самостоятельно. Впрочем, это не совсем верно. До сих пор не найден источник, из которого черпал Шекспир. Но схожие драмы (вплоть до деталей) имеются и в итальянской, и в немецкой, и в испанской литературе: один князь захватывает владения другого и изгоняет его вместе с дочерью, тот находит прибежище на острове или в лесу и становится волшебником. Уильям поселил своих героев — мага Просперо и юную Миранду — на условных Бермудах в Средиземном море. Такие фокусы с географией были поэту не впервой. К тому же науке безразлично расположение острова, где живут духи и прочая необъяснимая нечисть. Например, злобный сын ведьмы и черта Калибан, которого Просперо заставил служить себе. Или воздушный призрак Ариэль — добрый помощник волшебника. Однажды колдун вызывает бурю, в которую попадает его обидчик — родной брат Антонио, незаконно захвативший власть в миланском герцогстве. А вместе с ним — неаполитанский король с красавцем принцем. Благодаря белой магии все спасаются. Принц влюбляется в прекрасную Миранду, а Просперо прощает брата и выбрасывает волшебные книги в море, чтобы вместе со всеми возвратиться в Милан простым скромным герцогом. 

Просперо (слева) — Игорь Ясулович, реж. Деклан ДоннелланНесмотря на хеппи-энд, «Бурю» называют трагикомедией. Ведь едва спасшиеся вельможи тут же затевают заговор против неаполитанского короля. Даже уцелевшие в кораблекрушении шуты и пьяницы мечтают вместе с Калибаном убить Просперо и создать на острове собственное государство. Словом, общество, собравшееся на Бермудах, не заслуживает ни прощения, ни счастливой развязки. Тем не менее добрый всевидящий волшебник предпочитает мирный исход. Он могуч, но облагородить человечество колдуну не под силу. И, приняв безразличный вид философа, Просперо отходит от волшебных дел, как оставил ремесло Шекспир. Ведь «Буря» — последняя целиком написанная бардом пьеса. Позже он работал лишь в соавторстве. Посему так соблазнительно назвать «Бурю» прощанием с театром, а Просперо — альтер эго автора.

Но существует и другая точка зрения, куда более прозаичная. Некоторые исследователи убеждены: пьеса написана по заказу, если кто и скрывается за образом Просперо, так это король Яков I. В феврале 1613-го он выдавал замуж дочь. Блистательная процессия невесты походила на Млечный путь. По случаю торжества во дворце играли «Бурю» — музыкальную сказку, где сочетаются браком прекрасные влюбленные. Принцесса Елизавета, как и Миранда, была воспитана вдали от двора в деревне и вышла в свет пятнадцати лет от роду — тот возраст, в котором предстает перед нами дочь Просперо. Она тоже никогда не покидала своего острова. О прибывшем с континента женихе при дворе говорили: он исполнен достоинства и княжеского величия, а свита принца состоит «из весьма трезвых и чрезвычайно благовоспитанных вельмож». Яков же в образе Просперо получился добрым, прозорливым правителем, погруженным в науки и противостоящим злой магии. Пожалуй, именно таким король желал бы себя видеть (вспомним, как яростно он боролся с ведьмами).

«Буря». Фердинанд — А. Остужев, Миранда — М. Косырева. Малый театр, 1905Возможно, специально для образованной публики Шекспир впервые соблюдает три Аристотелевых единства: места, действия и времени — ведь весь сюжет укладывается в четыре часа. В пьесе имеются две «маски» — элемент шоу, который вошел в моду у английской знати при Якове. И, конечно, по-праздничному много музыки. Ею Просперо исцеляет души своих гостей, Ариэль чарующими мелодиями и барабанной дробью увлекает героев в глубь острова. Недаром «Буря» вдохновила стольких композиторов: Бетховен, Берлиоз, Чайковский...

Даже если пьеса была создана для двора, это не отменяет факта: после «Бури» Шекспир покинул Лондон, как Просперо удалился с волшебного острова. Поэт уже около десяти лет не играл на сцене, его роли отдали более молодым актерам. Пьесы из-под пера барда выходили все реже, и Уильям ушел на заслуженную «пенсию». «Миланом» поэта стал родной Стратфорд. Что встретил он там?

Шекспира ждала постаревшая жена. Если поэту было около пятидесяти, ей — под шестьдесят. Взрослые дочери: подарившая внучку любимица Сьюзен и безграмотная старая дева Джудит. Самый большой дом в городе — Нью-Плейс с десятью каминами.

И никакого театра. Еще в 1602 году магистрат Стратфорда запретил давать спектакли.

Распечатать

Поделиться

Назад в раздел
Оставить свой комментарий
Вы действительно хотите удалить комментарий? Ваш комментарий удален Ошибка, попробуйте позже
Закрыть
Закрыть